суббота, 6 октября 2012 г.

Фальшивая кукла


Давным-давно, ещё в начале этого блога, писал я о венгерских боевиках про мента Капельку. Тогда я думал, что это трилогия, хотя и подозревал, что не трилогия это ни фига. Так оно и оказалось. Фильмов сейчас семь. Это у нас показывали только три. В 1991 вышел четвёртый, под названием «Фальшивая кукла», но тогда мы с венграми дружить уже закончили, и его не покупали. На экранах уже царствовал Голливуд. А потом больше десяти лет фильмы про Капельку не снимались, оставшиеся три вышли уже после 2001 года на телевидении. И вот сегодня я «Фальшивую куклу посмотрел». Надо сказать, Ишвтан Буйтор, к 91-му году ощутимо поднялся. В «Языческой мадонне» он был только одним из авторов сценария и протагонистом, в «Заколдованном долларе» он уже и режиссёр. А тут мало что он единственный сценарист и режиссёр, так ещё начинается лента с титра «Буйтор фильм».


Впрочем, как оказалось, слово «поднялся» к Буйтору не применимо. Он и не опускался. Каждый венгр в душе аристократ не меньше барона, а Буйтор - аристократ настоящий. Его родной дедушка - знаменитый Карой Гундель. Тот самый, что владел роскошным рестораном у будапештского зоопарка, носящим его имя. Поваренная книга которого стоит у меня на полке. Теперь стала понятна эскапада про папу Капельки, у которого злой чиновник отобрал родовой ресторан, за что Капелька потом сломал об него стол.

По разбору трёх первых фильмов я уже писал, что сюжет банален, актёры играют отвратно, мысли (если таковые выделять) тухловатые. Но это я сегодняшний так думаю. А я …надцатилетний от этой серии тащился. Ведь в ней есть всё, что нужно юному зрителю: плоский юмор, супергерой, живущий по своим законам, шумные драки с ломанием мебели, трупаки и сиськи. С точки зрения самого юного зрителя, разумеется, а не с точки зрения того, кто там закон об охране детства писал.

И сейчас смотрю: а ведь тут есть ещё один смысловой пласт, который я не затронул! Впрочем, чётко этот пласт прорезался именно в четвёртой части, хотя, по сути, он связан всё с тем же детским мировосприятием. Рубеж 1980-х и 90-х, эпоха больших перемен во всей Восточной Европе. Герои, живущие по своим, а не написанным кем-то (например, противными коммунистами из поганого совка) законам становятся идеологами времени. Наконец можно не есть манную кашу и ковыряться в носу. От былой венгеро-советской дружбы, из за крушения которой мы так четвёртого фильма тогда и не увидели, остались только автоматы Калашникова в шкафу жулика (пардон, это он в третьей части был жулик, теперь он предприниматель) Пурци, да вот эта табличка у него же.


Венгрия, как знал любой её патриот, не лыком шита. В 80-е годы все  знали кубик Рубика, а автобусы «Икарус» продавались даже в США и Канаду. Сменив неэффективные, жрущие слишком много бензина «Жигули» (эх, как они меня прикалывали в антураже первых трёх боевиков) на подаренные австрийскими безработными «Мерседесы», страна устремилась в светлое будущее. Если раньше всё действие происходило в кущах вокруг Балатона, то сейчас уже Капелька с Кардошем едут в Афины, расследовать транзит наркотиков в Германию. А Кардош тонет в Эгейском море, пускает пузыри и орёт: «Я венгр! Мы хотим в Европу!» Вот кто о чём думает в такой момент.


Кстати, такой нюанс. В  «Фальшивой кукле», я не помню, чтобы цену на что-то называли в форинтах. Строго дойчмарки. Будь то жулик бизнесмен Пурци или благотворительный аукцион в пользу детишек из детдома. Вот такие перемены дошли до венгерского народа. Да и не только венгерского. Венграм то особо и менять было нечего. Ибо первые три фильма мы уже смотрели, как иллюстрацию крутой жизни маленького Запада в Подбудапештье: стрельба, погони (на «Жигулях!»), девки в бикини, яхты и бухло. Круто же, правда? 

Мочилово всё так же увлекательно, паче бандиты в фильме всё такие же тупые недотёпы. Как и Кардош. А Капелька – умный, он драться умеет как следует.


Ведь если ты умеешь драться, то это значит, что никто тут тебе указывать не может. Если кто-то тебе не нравится, просто сломай об него стол. Если сломать не можешь, значит, ты дурак, и это об тебя будут ломать столы. Это, как я уже отмечал, любой юный зритель подтвердит.

Ну и да, СИСЬКИ, конечно!


Сиськи, кстати, не простые. Это будущая (на тот момент) немецкая (точнее сказать, наверное, германская) порнозвезда Георгина Лемпин. В титрах она, правда, носит другое имя. Впрочем, в 91-м году все будущие порнозвёзды венгерского происхождения ещё носили другие, целомудренные венгерские имена.

Вот такой пласт я тут узрел. Это не только данный сериал – пародия на западные боевики. Это вся Венгрия – пародия на Запад. Пародия, которая мечтала перестать быть пародией и стать настоящим Западом.

Много с той поры воды утекло. Венгры попали в ту самую Европу, куда хотели. Кубик Рубика больше не в моде. От автобусного гиганта «Икарус» осталось небольшое предприятие, которое то закрывается, то опять открывается, но автобусов ни в Америку, ни в Россию больше не поставляет. Национальная авиакомпания «Малев», которой Капелька летал в Афины, обанкротилась прошлой зимой. Поменялся мир, поменялся я. Если бы этот фильм не имел для меня никакого следа в прошлом, я бы его, пожалуй, и смотреть не стал. Но вот пацан из восьмидесятых во мне остался доволен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий