суббота, 30 ноября 2019 г.

Вылазка в Тикаль

Очередной (и весьма выдающийся) памятник древних майя, тикаль, затерян в джунглях к северо-востоку от озера Петен, примерно в полусотне километров от Флореса. Флорес является основной базой для посещения Тикаля, так что попасть в него совершенно нетрудно. Во-первых, с автовокзала шесть раз в день в Тикаль идут маршрутки-коллективо. Но тащиться на автовокзал в Санта-Элену нужды нет — прямо во Флоресе в любом турагентстве… да что там в турагентстве, в любой гостинице, можно купить тур, а если нет денег на тур, то проезд туда-обратно, всего за 60 кецалей. Автобусы отправляются прямо с острова, в 3 часа ночи, 4:30 утра, 6, 8 и 12 часов. Вы, вероятно, уже обратили внимание на раннее отправление первого автобуса, и оно неслучайно. Это достаточно популярный спецтур со встречей рассвета в Тикале на вершине одного из храмов. Билет в парк, в этом случае, дороже на 100 кетцалей (250 вместо 150), но этот тур без балды популярен. Я даже призадумывался о его приобретении, но так и не дошёл до этого. Ибо, во-первых, в три часа ночи я крепче всего сплю, а во-вторых, прогнозы рисовали на утро плотные облака с сильным дождём.

Ну, не соврали синоптики. Дождь я слышал сквозь дрёму ещё до рассвета. У меня был куплен билет туда на 8 утра, а обратно я собирался в 3 часа дня последним автобусом. Без пятнадцати восемь прихожу на площадь у въезда на остров. Мдя. Дело организовано явно не по-немецки. В разных углах стоят несколько автобусов и микроавтобусов, между которыми мечутся растерянные иностранные граждане с разномастными билетами, купленными в разных агентствах. За пять минут до отправления небольшой серый автобус, наконец, нашёлся. Ни лого, ни даже надписи «Тикаль» на нём не было. Забились. Отправились в 8:15. Погода поначалу ничего хорошего не сулила — небо так и было в тучах, и шёл гадкий моросячий дождь. Однако, стоило отъехать от озера Петен, над которым живописно курился туман, дождь прекратился, в облаках показались разрывы, и даже появилось солнце.

Через час доезжаем до въезда в национальный парк. На въезде в парк остановка. Да, есть такое тикальское западло — билеты на вход в археологический комплекс надо брать на границе парка, километров за 15, а то и 20 до руин. А проверят их у вас только на входе в сам комплекс. Не знаю, как поступают водители рейсовых маршруток, а наш всех высадил, показал куда идти за билетом и сказал, что будет ждать, пока все обилетятся. Встали в очередь. Очередь длинная, идёт медленно, ибо всего две кассы, а билеты, как оказалось, именные.
«У Вас есть Ай-Ди или паспорт?» - спросил меня кассир, когда очередь дошла до меня. Я ехидно протянул ему книжечку с двуглавым цыплёнком, предвкушая его растерянность (мексиканские кассирши на автовокзалах просто совали мне в окно клавиатуру, чтобы я набрал своё имя), но он что-то быстро вернул её назад. Каково же было моё изумление, когда развернув отпечатанный билет, я обнаружил совершенно чётко напечатанное своё имя. Похоже, что у него просто был сканер для считывания паспортов.

Дождались всех. Потом ещё с 20 минут пыхтели по парку (в нём скорость ограничена 45 километрами в час, дабы не создавать опасности диким животным). К десяти часам доехали. Тех, кто брал тур, встретил гид, остальные разбрелись по парку сами.

Ну чо сказать… 150 кетцалей это чуть поменьше 480 песо за Чичен-Ицу. Но Чичен-Ица курит бамбук по сравнению с Тикалем. Комплекс раскидан по довольно большой территории, и за пять часов я его так и не обошёл целиком. Жалко, не сообразил шагомера взять, прикинуть, сколько я намотал за сегодня. Храмы куда грандиознее, и их куда больше.

Инфраструктура, правда, мексиканской здорово уступает. Многие стрелки указателей сломаны, как и информационные стенды, информация на них скудная, то тут, то там требуется ремонт. Зато полно подобных забавных табличек.

Да это ещё и джунгли! Прямо у дороги, невзирая на туристов, какие-то рыжие птички, не то из дятловых, не то из кричащих воробьиных, ловят муравьёв. УПД: Красноватый (дятловый) древолаз (Dendrocincla homochroa).

А ещё я видел оропендол с жёлтыми хвостами, каких-то ястребиных, дятлов, а когда уже отъезжал, на стоянку в паре метров от меня внаглую вышла отливающая металлом глазчатая индейка (Meleagris ocellata). Я задёргался, а фигли — тонированное окно закрыто, фотик убран, и птица уже вышагивает дальше... Ну, не говорю уже про этих типов, которые ходят вокруг пикничающих гватемальцев, делая вид, что не обращают на людей никакого внимания.

Да, пять часов это удивительно мало на Тикаль. Хотя утоптался я изрядно. По приезду во Флорес ужинал уличной едой, и тут, надо сказать, что на 15 кетцалей меня накормили вкуснее, обильнее и быстрее, чем вчера за 70 в ресторане с видом на озеро. А я дурак, вчера мимо этих прилавков в парке на островке по пути в Санта-Элену просто прошёл. Как всегда, лучшее находишь поздновато.

А вид на озеро, кстати, был и тут неплохой. Вот он, закат над озером Петен.

Завтра, похоже, провожу день без лишних дёрганий. Сегодня уже набегался. А послезавтра ехать дальше. Продолжение следует.