суббота, 30 ноября 2019 г.

Вылазка в Тикаль

Очередной (и весьма выдающийся) памятник древних майя, тикаль, затерян в джунглях к северо-востоку от озера Петен, примерно в полусотне километров от Флореса. Флорес является основной базой для посещения Тикаля, так что попасть в него совершенно нетрудно. Во-первых, с автовокзала шесть раз в день в Тикаль идут маршрутки-коллективо. Но тащиться на автовокзал в Санта-Элену нужды нет — прямо во Флоресе в любом турагентстве… да что там в турагентстве, в любой гостинице, можно купить тур, а если нет денг на тур, то проезд туда-обратно, всего за 60 кецалей. Автобусы отправляются прямо с острова, в 3 часа ночи, 4:30 утра, 6, 8 и 12 часов. Вы, вероятно, уже обратили внимание на раннее отправление первого автобуса, и оно неслучайно. Это достаточно популярный спецтур со встречей рассвета в Тикале на вершине одного из храмов. Билет в парк, в этом случае, дороже на 100 кетцалей (250 вместо 150), но этот тур без балды популярен. Я даже призадумывался о его приобретении, но так и дошёл до этого. Ибо, во-первых, в три часа ночи я крепче всего сплю, а во-вторых, прогнозы рисовали на утро плотные облака с сильным дождём.

Ну, не соврали синоптики. Дождь я слышал сквозь дрёму ещё до рассвета. У меня был куплен билет туда на 8 утра, а обратно я собирался в 3 часа дня последним автобусом. Без пятнадцати восемь прихожу на площадь у въезда на остров. Мдя. Дело организовано явно не по-немецки. В разных углах стоят несколько автобусов и микроавтобусов, между которыми мечутся растерянные иностранные граждане с разномастными билетами, купленными в разных агентствах. За пять минут до отправления небольшой серый автобус, наконец, нашёлся. Ни лого, ни даже надписи «Тикаль» на нём не было. Забились. Отправились в 8:15. Погода по началу ничего хорошего не сулила — небо так и было в тучах, и шёл гадкий моросячий дождь. Однако, стоило отъехать от озера Петен, над которым живописно курился туман, дождь прекратился, в облаках показались разрывы, и даже появилось солнце.

Через час доезжаем до въезда в национальный парк. На въезде в парк остановка. Да, есть такое тикальское западло — билеты на вход в археологический комплекс надо брать на границе парка, километров за 15, а то и 20. А проверят их у вас только на входе в сам комплекс. Не знаю, как поступают водители рейсовых маршруток, а наш всех высадил, показал куда идти за билетом и сказал, что будет ждать, пока все обилетятся. Встали в очередь. Очередь идёт медленно, ибо всего две кассы, а билеты, как оказалось, именные.
«У Вас есть Ай-Ди или паспорт?» - спросил меня кассир, когда очередь дошла до меня. Я ехидно протянул ему книжечку с двуглавым цыплёнком, предвкушая его растерянность (мексиканские кассирши на автовокзалах просто совали мне в окно клавиатуру, чтобы я набрал своё имя), но он что-то быстро вернул её назад. Каково же было моё изумление, когда развернув отпечатанный билет, я обнаружил совершенно чётко напечатанное своё имя. Подозреваю теперь, что у него был сканер для считывания паспортов.

Дождались всех. Потом ещё с 20 минут пыхтели по парку (в нём скорость ограничена 45 километрами в час, дабы не создавать опасности диким животным). К десяти часам доехали. Тех, кто брал тур, встретил гид, остальные разбрелись по парку сами.

Ну чо сказать… 150 кетцалей это поменьше 480 песо за Чичен-Ицу. Но Чичен-Ица курит бамбук по сравнению с Тикалем. Комплекс раскидан по довольно большой территории, и за пять часов я его так и не обошёл целиком. Жалко, не сообразил шагомера взять, прикинуть, сколько я намотал за сегодня. Храмы куда грандиознее, и их куда больше.

Инфраструктура, правда, мексиканской здорово уступает. Многие стрелки указателей сломаны, как и информационные стенды, информация на них скудная, то тут, то там требуется ремонт. Зато полно подобных забавных табличек.

Да это ещё и джунгли! Прямо у дороги, невзирая на туристов, какие-то рыжие птички, не то из дятловых, не то из кричащих воробьиных, ловят муравьёв.

А ещё я видел оропендол с жёлтыми хвостами, каких-то ястребиных, дятлов, а когда уже отъезжал, на стоянку в паре метров от меня внаглую вышла отливающая металлом глазчатая индейка (Meleagris ocellata). Я задёргался, а фигли — тонированное окно закрыто, фотик убран, и птица уже вышагивает дальше. Ну и эти типы, которые ходят вокруг пикничающих гватемальцев, делая вид, что не обращают на людей никакого внимания.

Да, пять часов это удивительно мало на Тикаль. Хотя утоптался я изрядно. По приезду во Флорес ужинал уличной едой, и тут, надо сказать, что на 15 кетцалей меня накормили вкуснее, обильнее и быстрее, чем вчера за 70 в ресторане с видом на озеро. А я дурак, вчера мимо этих прилавков в парке на островке по пути в Санта-Элену просто прошёл. Как всегда, лучшее находишь поздновато.

А вид на озеро, кстати, был и тут неплохой. Вот он, закат над озером Петен.

Завтра, похоже, провожу день без лишних дёрганий. Сегодня уже набегался. А послезавтра ехать дальше. Продолжение следует.