воскресенье, 26 августа 2012 г.

Самолёты - тоже птицы


После того, как молодые скопы слетели с гнезда, наблюдать за ним стало не так интересно. Нет, птенцы ещё иногда появляются в гнезде, и их ещё подкармливает папаша, но мамаша, например, уже двинулась на тёплые юга и сейчас, судя по её GPS-датчику, ловит чернобыльских сомов в Киевском водохранилище. Но большую часть времени гнездо уже пустое.  Недолго и остальным членам семейства осталось сидеть на чемоданах. Гнездо закрывается до следующей весны. Придётся наблюдать за другим онлайн-шоу, может, и не таким уютным, но зато весьма масштабным.


Систему, на которой показывают нахождение летающих в воздухе самолётов (а также проходящих поездов) я уже видел неоднократно. Напрмиер, у Яндекса была такая фича. Но она сводилась просто к тому, что на карту накладывались анимированные расписания, и показывалось просто место, где самолёт должен быть по расписанию, а не где он сейчас на самом деле. Задержки никак вообще не учитываются. Так что, открыв в первый раз flightradar, я сперва не обратил на него внимания.

Уже потом я узнал, что дело там несколько интересней, чем просто аэропортовые расписания. Дело в том, что заведомое большинство гражданских самолётов, находящихся на линиях, сейчас снабжено так называемым ADS-B-транспондером, непрерывно посылающим на землю информацию о положении самолёта, его высоте и скорости. Сигнал не зашифрован, так что принять его может кто угодно. Вопрос только в том, чтобы создать сеть датчиков, которые эти сигналы будут принимать. Сейчас в сеть Flightradar24 входят около 500 датчиков, покрывающих значительную территорию Европы и Северной Америки, несколько похуже и другие регионы. Сам датчик не очень то и дорог – около 100 долларов, а софт для его работы в сети можно скачать бесплатно. В итоге значительная часть сети содержится просто энтузиастами.

Несколько лет назад сосед рассказывал мне, что над нами как раз проходят трассы межконтинентальных перелётов из Северной Европы на Дальний Восток, в Китай, Японию и Корею. К сожалению, в Петрозаводске датчика нету, но по финским или питерскому датчикам кое-что всё-таки увидеть можно. Вот над нами только что прошёл Аэробус А-330 «Аэрофлота» из Лос-Анджелеса в Москву.


Я уже даже подумал, не поставить ли игрушку у себя, но беда в том, что антенна датчика должна стоять на возвышенной точке с обзором горизонта со всех сторон. Со второго этажа навряд ли получится хороший обзор, хотя вот со шпиля нашей шестнадцатиэтажки, полагаю, можно было бы пробивать летящие самолёты в радиусе километров 300.

Благодаря флайтрадару, например, энтузиасты ведут полнуюлётную статистику новых SSJ-100, летающих в «Аэрофлоте». Вот прямо сейчас один из них, пол регистрационным номером RA-89007 чешет из Тюмени в Москву и пролетает Горький.


А так на флайтрадаре можно увидеть много чего инте6ресного, от испытаний новых самолётов до неполадок на не новых. Но это уже другая история, и я её покажу в другой раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий