суббота, 8 января 2011 г.

Ангкор Ват

Как-то исторически не люблю того, про что говорят: «Это обязательно надо видеть». Видимо потому, что не люблю обязательности. Тем не менее, достаточно часто допускаю формулировку «Я ЭТО видел. Завидуйте, сукины дети». Ну а самым ЭТИМ из прочего ЭТОГО пока остаётся Ангкор Ват.


Вон и античные тоже составляли свои списки семи чудес света. Впрочем, что там видели эти античные, чья история заканчивалась на страницах учебников за пятый класс, и чей мир заканчивался за Геркулесовыми столпами? Сейчас наш мир стал больше, и старше. Я пока не видел ни Великой Китайской стены, ни египетских пирамид, ни статуи Иисуса в Рио-де-Жанейро, ни что там ещё входит в список новых семи чудес света. Ангкор ИМХО в список не включили зря – не настоль, видать, влиятельны кхмеры в нынешнем мире. Тем интересней это место, как памятник старинному кхмерскому влиянию и грандиозности, а потом её внезапному упадку. Всё это сполна прочувствуешь за один день, когда осматриваешь храмы древнего Ангкора. Ну а жемчужиной ту, несомненно, является известный Ангкор Ват, чей профиль попал даже на камбоджийский флаг.
Между прочим, это самое большое культовое сооружение в мире. А построили его ещё в начале 12 века. Лондон тогда был ещё деревянным городком на Темзе, Москва – небольшой деревянной же крепостцой, а на месте Нью-Йорка и вовсе бродили по лесам индейцы. А тут строился чётко распланированный город, в котором одно из главных мест занимал храм, строящийся в строгих соответствиях с индуистской космологией. Начать с того, что Ангкор Ват окружает ров идеальной прямоугольной формы шириной 190 метров. Он символизирует мировой океан.


Ров окружён каменной набережной, украшенной затейливыми узорами.


Храм окружён каменной стеной с галереями, символизирующей горные хребты. Стена тоже имеет строгую прямоугольную форму (размеры, увы, разнятся в разных источниках, но видимо, сторона что-то около 1 километра) и строго ориентированную по сторонам света. Входы есть со всех четырёх сторон. Главный – тот, что выходит на запад. Это так называемые слоновьи ворота, которые, видимо, раньше были увенчаны прангом.


Пройдя ворота оказываешься на грандиозной каменной террасе, за которой видны пранги главного храма. Центральный символизирует мировую гору индуизма Меру, четыре пранга по бокам от него – горы поменьше.


Для каждого памятника Ангкора есть рекомендованное время посещения. Для Ангкор Вата это время написано довольно странно: «После обеда или в любое время». В принципе, я понял почему. С одной стороны, Ангкор Ват прекрасен в любое время дня и ночи (только что ночью сюда не пускают). С другой, в первой половине дня его снимать несколько неудобно – солнце прямо в объектив. Исключением являются часы рассвета, на которые каждый день набивается уйма народу. И снимков Ангкор Вата на рассвете в сети тоже хватает. Я случайно даже уловил, с какой точки лучше всего снимать рассвет на Ангкор Ватом. Примерно вот с этой.


Приеду в следующий в Ангкор – проведу в нём не менее трёх дней. И на рассвет попробую выбраться.

Лестницы у террасы имеют перила в виде наг – многоголовых кобр.


Когда-то по сторонам от террасы были два здания библиотек (их остатки ещё можно видеть) и два идеально прямоугольных пруда. Пруды пересохли, но остатки северного ещё содержат некое количество воды.


Сам храм тоже имеет сложную структуру. Он состоит из трёх слоёв-ярусов. Наружный ярус представляет из себя опоясывающую весь храм галерею.


Все четыре стороны галереи украшены рельефами на религиозные ремы: тут и пахтанье мирового океана нагой Васюки, и победа Вишну над асурами, и изображение индуистских небес. Впрочем, есть и более жизненные изображения: вот этот фрагмент относится к процессии царя Сурьявармана II со своими войсками. Да, именно при этом царе Ангкор Ват и был построен.


За стенами находится первый двор. Уровень этого двора где-то на 4 метра выше уровня окружающей земли. На заднем плане видна руина храмовой библиотеки.


Второй ярус менее замысловат, тут интересней всего западная гопура, находящаяся у главного входа. На колоннах местами ещё сохранилась роспись.


А вот тут на колонне что-то написано по-китайски, а поверх – на кхмерском языке.


Когда-то это были храмовые бассейны с водой.


Часть помещений используется и сейчас в качестве буддистских святилищ.


Поднявшись по лестницам выходишь во внутренний дворик, ещё на четыре метра выше. Дворик мощён каменными плитами, а над ним возвышается центральный пранг с четырьмя спутниками. Как видно, сейчас там идут реставрационные работы. В следующий раз надо будет провентилировать на предмет слазать туда.


Небесные танцовщицы апсары - самый популярный мотив украшения внутренних стен.


Ну и в заключение несколько видов с разных точек.


Ангкор Ват, конечно, впечатляющ, и задаёт настроение на весь день, но это ещё не всё. Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий