понедельник, 3 января 2011 г.

Еду в Сампран

Возвращаюсь к индокитайским репортажам в новом году. Новый год как раз отделил ровно половину из намеченного. Правда, образуются ещё внеплановые посты. Вот и сегодняшний пост писать не собирался. Ибо история, хоть и забавная, но ИМХО требует быть рассказанной устно, как некоторые анекдоты (и за прошедшие месяцы я её уже несколько раз рассказывал в разных компаниях) – на письме 90% колорита пропадёт. Ну а потом вспомнил, что блог я заводил во многом для разминки пера, и решил принять вызов. Попробую изложить на печатных словах.

Итак, после вылазки в Аюттайю я решил предпринять более сложную вылазку в слоновий питомник в Сампране. Слоновьих шоу в Тае несколько, как правило, все пишут про Паттайю, где тусит 90% русскоязычной публики в Таиланде. Популярно также шоу на крокодиловой ферме в Самутпракане. Но я повёлся на уверения Генша, что лучшее шоу всё-таки в Сампране. Кроме того, судя по путеводителям, рядом находится ещё розовый сад. Я и так люблю розы, а тут ещё в нём дважды в день (в 11-00 и 14-45) проводятся этнографические шоу. А раз так – еду в Сампран.

Теперь о сложностях. Во-первых, сам по себе Сампран – место малопримечательное. Хотя и расположено всего в тридцати километрах от Бангкока, но автобусов идущих именно туда, в природе нет. Есть проходящие. То есть, едучи, надо постоянно следить, чтобы не промахнуться мимо. Ну да это полбеды. Вторая половина была в том, что я так и не знал НА КАКОМ автобусе надо ехать. В путеводителе «Нейшнл джиогрефик» были помянуты автобусы номер 83 и 997, но я уже знал, что этот путеводитель устаревший, и (как оказалось, небезосновательно) опасался, что что-то с той поры поменялось. Как минимум, то, что автовокзал Сайтай, обслуживающий южные и западные направления, переехал и находится дальше по улице Самдет Пра Пинклао. Удалось найти и интернет-сайт Сампранского слоновника, но там советовали вообще ехать к ним либо на такси, либо на автобусе 123 от королевского дворца. Беда только в том, что маршрут автобуса 123 вообще не был показан на имевшейся у меня карте Бангкока. То ли карта старая (хотя вроде 2009 год издания), то ли инфа об автобусе 123. Не нашёл я ничего про автобус 123 и на сайте бангкокского общественного транспорта.

Ну ладно, будем выяснять. Встал пораньше, дабы не повторять опыта с Аюттайей, куда я прибыл довольно поздно, и успеть на шоу 11-00 в розовый сад. Ну а если не успею, пойду на шоу в 12-45 в слоновьем питомнике. До нового автовокзала доехал без проблем на городском автобусе 511. Вокзал и впрямь новый, большой и светлый. Даже нашёл справочное бюро.

-Ай эм сорри, вот бас шуд ай юз то гет то Сампран элефант резёрв?

С первого раза меня не поняли. Пришлось повторить слово «Сампран» и «элефант», похлопав ушами-ладонями и показав, как вытягиваю себе нос в хобот. Оказалось, слово Сампран произносится по-тайски немного по-другому. Скорее как «Сампхгао», чем «Сампран».

«А, Сампхгао! Выйдите на автобусную остановку и сядьте на автобус 123».

Гм. Ну ладно, может карта врёт, может он тут всё-таки ходит. Выхожу на улицу, к остановке, на которой три минуты назад слез с 511. Не, ни хрена. На трафарете много маршрутов, но 123 нет. Из чего я заключил, что это, верно, ложный след. Наверное, 123 автобус останавливается в другом месте. Пойду поищу ещё. Спустился к платформам, там, где отправляются дальние рейсы. Тут меня остановили охранники. Пускают только по билетам. Соответственно, потребовали с меня билет. Спрашиваю у них про Сампран.

«Сампхгао? Это автобусом 887».

О, инфа совпадает с написанным в путеводителе.

-А где его остановка?

Один из охранников вывел меня к боковому крылу, где стояли несколько потрёпанных автобусов, типа тех, что бегают из Петрозаводска в Олонец, и усадил в ближайший. Народу в автобусе почти нету, за рулём водила дремлет. Если бы он бодрствовал, я бы уточнил, идёт ли оный автобус в Сампран, хотя не факт, что он бы понял, что от него хотят. Ну, занял место, сижу, жду. Наконец автобус трогается в него заходит тётка в синем шерстяном костюме с кондукторским пеналом. Типаж абсолютно такой же, как кондукторши в автобусах «Серпухов-Пущино» или «Гатчина-Елизаветино». Только что узкоглазая, но узкоглазые и у нас попадаются. Доходит до меня.

-Сампран элефант резёрв плиз!

«Э? Сампхгао?» После чего она всплёскивает руками и выливает на меня длинный монолог на тайском языке. Английским она, естественно не владеет. Из данного монолога я сделал два вывода: 1) автобус таки в Сампран не идёт, 2) я могу спокойно разговаривать с ней хоть на русском. Всё равно не поймёт.

-Ну и чё делать? -спрашиваю. Мне выйти?

Вообще выходить мне не хотелось. В моём положении самое разумное – ехать до конца. Там, по крайней мере, можно будет на обратный автобус сесть. А то вылезешь неизвестно где, чтобы ехать неизвестно как. Тётка, не найдя у меня сочувствия, посетовала на меня деду, сидящему на соседнем ряду. Дед мне тоже что-то высказал по-тайски. Я выразил им глубокую признательность за несомненно полезную информацию, которой они со мной вот сейчас поделились, но увы, я в силу своей узколобости не могу ей адекватно воспользоваться. Минуты через три кондукторша успокоилась и куда-то позвонила по мобильнику. Потом пошла обилечивать дальнейших граждан Королевства Таиланд. Даже с меня ничего не взяла.

Поворачиваюсь к девушке на заднем сиденье: ду ю спик инглиш? Та испуганно замотала головой. Во всём автобусе не было ни одного человека, владевшего английским языком. Вобщем, я был в роли иностранного чудака, взгромоздившегося в автобус «Серпухов - Пущино», и пытавшегося в нём проехать, скажем, в Протвино. Это был отличный практический опыт русско-тайского братства в собственной самодостаточности.

Разобравшись с пассажирами, кондукторша таки вспомнила про моё существование и безбилетный статус. Убедившись в том, что я и числительных по-тайски не понимаю, она нарисовала на клочке бумаги число «40». Ну, сорок, так сорок. Дал ей сорок бат, получив свой билетик.

Автобус ехал, как оказалось, до городка Накхон-Патхом. Вообще это городок, зхоть и небольшой, но довольно любопытный. Во-первых, это один из самых древних городов Таиланда. Во вторых, тут стоит самая большая в Таиланде чеди Пра-Патхом высотой около 120 метров. Саму чеди я видел из окна автобуса, но снять её было проблематично. К тому же, она видимо, сейчас на реставрации, поскольку частично была покрыта лесами. Также именно в Накхон-Патхоме я увидел единственного в Таиланде велорикшу. Наверное, где-то есть и ещё, но я других не видал.

Город довольно близко от Бангкока, всего километров 50. Но на шоу в розовый сад я уже не успевал. Ну что же, попробуем теперь не опоздать в слонятник. Я уже начал разрабатывать план, как пробраться в Сапран из Накхон-Патхома, но у тётки в синем платье, как оказалось, был свой план. Большая часть пассажиров автобуса уже рассосалась на остановках. Кондукторша, собирая по сиденьям бумажки, прошла мимо меня, приговаривая «ноу-ноу-ноу!» Одно английское слово она всё-таки знала. Но это слово было излишним: я и так не собирался выходить, пока автобус не остановится окончательно. Ну а когда он встал, меня чуть не за руку вывели из автобуса, подвели к кассе, где продали билет до Сампрана и опять за ручку посадили в другой автобус. Между прочим, под номером 83. Видимо, разговоров про слабоумных фарангов, которые, будучи ни в зуб ногой в нормальном тайском языке, лезут, куда ни попадя, накхон-патхомским автобусникам в тот день хватил сполна.

Ну а мне дальше было уже проще. В 83-м водила знал с сотню слов на инглише. К тому же, в автобусе нашлась тётка, вполне сносно говорившая по английски, которая была во Франции и там её тоже не всегда понимали. Довезли без приключений. Правда, сперва чуть не высадили на остановку раньше, но вовремя спохватились другие пассажиры, которые не дали мне выйти не там.

Вобщем, автобус 887 через Сампран теперь не ходит. Он идёт по новому хайвею Пинклао Накхон и проходит в километрах пяти к северу от Сампрана. Но зато точно идёт автобус 83, правда, куда он прибывает в городе, я не установил. Зато точно узнал, что там же идёт и тот самый автобус 123. Именно на нём я ехал обратно. Тоже с приключениями, хотя и не с такими весёлыми. Впрочем, я про эти приключения уже упоминал, когда писал про бангкокский общественный транспорт и в день поездки тоже. Видимо, ни на трафаретах, ни на сайте ничего про него нету, поскольку линия обслуживается частными автобусами, и по ней бегают древние рыдваны с раскрытыми окнами вместо кондиционеров. Но идёт он, и впрямь, до королевского дворца.

Ну а про сам Сампран с картинками – в следующих постах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий