воскресенье, 25 октября 2009 г.

В Тютчевский Овстуг



Последний репортаж Брянского цикла. Собственно, о последнем дне, когда погода окончательно испортилась, и когда вместо заседаний конференция поехала на экскурсию в Тютчевскую усадьбу Овстуг. Как я уже писал, именно Тютчев является самым знаменитым уроженцем брянской земли, человеком на все времена. Чему подтверждение старинный памятник в центре Брянска. Я его уже постил, но «со спины», чисто ради картинки. А тут можно увидеть сам памятник.


Я не могу сказать, что являюсь любителем изящной поэзии, и будучи навскидку неспособным назвать хотя бы одно Тютчевское стихотворение, тем не менее, вынужден признать, что след он оставил немалый. Каждый выпускник советской школы знает хотя бы «Люблю грозу в начале мая», «Зима недаром злится» и «Я встретил вас - и всё былое». Вот и я, конечно, знал, но не помнил, что это Тютчев. Мерилом дара поэта, пожалуй, являются запоминаемость его стихов, а стихи Тютчева запоминаются без особого усилия. Так что по сути, Тютчев, пожалуй, сопоставим с Пушкиным и Лермонтовым, но написал существенно меньше: все его произведения уместятся в одной не очень большой книге. Что, в общем, и понятно. Профессиональным поэтом он не был, всю жизнь делая другую карьеру, и в итоге, так её и не сделав. Не буду пересказывать всего, что нам поведал экскурсовод, а экскурсовод нам попался замечательный. Всегда заметно, когда человек увлечён своим объектом, и на любой вопрос может высыпать десятки интересных подробностей и деталей. В итоге даже по окончанию экскурсии я, ещё с несколькими гражданами, остались поболтать с экскурсоводом (светила ботанической науки уже убежали выпивать и закусывать на крыльце), пока в зал не вошла её коллега, решительно постучав по наручным часам.

А может, дело в необычной и трагической судьбе самого Тютчева. Как сказала наша экскурсоводша, «если бы я вычитала такое в дамском романе, положила бы его со словами: «Чего только не придумают, чтобы книжку продать». Тут и предок, сбежавший в Орловскую глушь от  садистки Салтычихи (той самой), и юная любовь, выданная родителем за старца, и заграничные мытарства, и кораблекрушение, и немецкий барон, «завещавший» Тютчеву (уже женатому) свою жену, и любовный треугольник, и девять детей от трёх женщин, и чахотка, и фронтовые раны, и трагическое угасание рода. Печально, но из девяти детей Тютчева отца существенно пережили только двое, один из которых был незаконнорожденным. Единственный же законный наследник увёз всё имущество, вплоть до паркета из Овстугского имения, в имение своей жены. Овстуг пришёл в упадок. На Википедии напраслину за его разрушение традиционно возложили на советскую власть, но это неправда. В самом Овстуге висит картина 1912 года, наглядно показывающая, что из себя представляло имение к тому времени.

Где-то за два года до этого в Овстуг перевели волостною управу, и крестьяне обратились к сыну Тютчева с просьбой использовать кирпич заброшенного дома, на что был дан утвердительный ответ. К 1914 году дома, где родился Фёдор Тютчев, уже не было. Вышеприведённая картина, по видимому, является прощанием с ним. Ну а из кирпича была построена волостная управа, которую я увидел, даже не зная, что это она.

Собственно, снимал я колодец на окраине усадьбе, а розовый дом на заднем плане просто попал в кадр для колорита. Так вот это и есть та самая волостная управа. 
Парк и церковь уничтожили в войну немцы, в итоге к середине ХХ века на месте усадьбы был пустырь между домом культуры и скотокомплексом. А в уютный усадебный прудик гоняли на водопой скот. Однако, возрождение Овстуга руками местных энтузиастов началось примерно в те же годы. Закономерным итогом стало восстановление в 1981-86 годах старого усадебного дома. Вот как он выглядит сейчас.

Или вот так. Это с какой стороны посмотреть.

Зрелище в тот день было довольно депрессивным, вероятно, так и надо. Скребущие по земле облака, накрапывающий дождь. Парк печален.

А это знаменитые овстугские лебеди. Довольно наглые твари, промышляющие разведением туристов на корочку хлеба. Понятно, у самих туристов это вызывает дикий восторг.

Несколько скрашивал картину плодоносящий в парке бересклет.

 Сельская школа, выстроенная в усадьбе дочерью Тютчева. В итоге стоила всему роду состояния, здоровья и, в конце-концов, жизни.


 Ну и сам Тютчев. Ещё один бронзовый памятник, вокруг которого цветут поздние астры.

Конечно, было бы фотогеничней приехать сюда в хорошую погоду. Но пожалуй, чтобы прочувствовать многочисленный несчастья и трагический исход семейства великого поэта, нужно сюда приезжать именно в такие осенние дни. И когда я уезжал из старого имения, ни капли не жалел о том, что поехал, вместо того, чтобы остаться в городе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий