среда, 10 марта 2010 г.

Алиса в стране Чу

Ну, наконец-то я что-то увидел без опоздания на пару лет после выхода этого чего-то на экран. А заодно заценил чудеса IMAX-3D. «Аватара» я так до сих пор и не смотрел, в IMAXе он нынче идёт по ночам, но зато на экраны как раз вышла Бёртоновская «Алиса в стране чудес». При своей нежной любви к книжке Кэрролла, чем не повод? Да ещё и в «Киномире-Тёплый Стан» открыли имаксовский зал с 3D. Восьмого числа не прорвался, так вчера сходил. Докладываю: фильм – редкостное дерьмо.

Не, что всё переврали – это полбеды. Как говорят сторонники подобных экспериментов, книга и фильм – разные произведения. А «Алисе» к подобным переделкам со стороны инвалидов фантазии, берущих для раскрытия собственных идей фантасмагорический антураж Кэрролла, не привыкать. Вот и надысь включил телевизор, а там за девкой по имени Алиса гонится по лесу странное чудище, в котором я минуты через три опознал Jabberwocky ака Бармаглота в переводе Демуровой. А потом появился престарелый, но всё такой же чокнутый белый рыцарь. Досматривать не стал, но однакыть, тоже вариация на тему. Хуже другое.

Начну с того, что в фильме оказалось, что у всех полубезымянных героев есть имена. Красную королеву, оказывается, зовут Ирацибета, а Белую – Мирана, кажется. Даже синюю гусеницу окрестили Абсолемом (мне при этом вспомнился открыватель Пунквинской пещеры Карел Абсолон). Замок Красной Королевы при этом получил название Угрюмый Бред. И, собственно, именно эти два слова отображают суть всего фильма, как нельзя лучше.

От яркой фееричной книжки не осталось и следа. Ведь приключения Алисы – это просто весёлая игра. В первой книге это вообще такой «Бег по кругу», в котором нет цели, а есть просто процесс. В «Зазеркалье» цель уже есть – Алисе надо стать королевой. Но в целом это всё та же игра. У Бёртона игры кончились – Алиса взрослая. И что взамен? Основной сюжет (отбросим нудную завязку и кусок с падением в кроличью нору, снятый в точности по Кэрроллу) затёрт просто до дыр. Некий тоталитарный мерзавец (в данном случае, мерзавка) насаждает хорошим чувакам плохие порядки. Недовольных казнят и репрессируют. Имеется подполье с оригинальным лозунгом «Смерть кровавой ведьме!» В роли героя, который прекратит это безобразие выступает некий задрот-пришелец из другого мира, который, на первый взгляд, для сего совсем не годится и полфильма сомневается он ли должен исполнить Предсказание. Как же без Предсказания то? Во ещё одна свежая мысль… Однако, в конце-концов всё складывается как нужно, задрот и главного супостата мочит в сортире, и всех хороших парней освобождает, все ликуют и идут пить чай с маленькими пирожными. Сколько раз подобный сюжет использовали? «Звёздные войны», «Гарри Поттер», «Хроники Нарнии», «Матрица», «Властелин колец», список продолжите сами. Пять? Десять? Двадцать? Сто?

Вобщем, к сюжету я интерес потерял практически сразу и пытался наслаждаться яркой картинкой. Однако это удалось только в самом начале страны чудес, когда ещё были и говорящие цветы, и Snap-dragonfly, и Rocking-horsefly в виде деревянной лошадки-качалки. Но всё это быстро кончилось. И начался опять Угрюмый Бред, да ещё с какими-то садо-мазо подтекстами. Отрубленные головы, сухие сучья, дымящиеся руины, выкалывание глаз зубочистками, Брандашмыг с акульими зубами.

А уж Белая королева с её некрофильскими замашками вообще вызвала ужас. Сперва она варит зелье с пальцами мертвецов, походя замечая, что её сестра предпочитает властвовать живыми (надо полагать, она сама предпочитает властвовать мёртвыми). И когда в итоге корона достаётся этой ведьме с крашеными гуталином губами, я несколько забеспокоился за судьбу Страны чудес. То ли ещё будет. Впрочем, можно ж было ожидать. Бёртон того, к некрофилии неравнодушен.

А милая Кэрроловская соня, всё время засыпающий зверёк. Теперь это хладнокровное злобное бесноватое существо, размахивающее стальной зубочисткой. Да, собственно, ни в одном из героев Кэрролла не осталось ничего от самого Кэрролла. А я так радовался, увидев Додо. Вообще процесс создания образов героев мне представляется так. Сидит режиссёр Бёртон. Прикидывает. Надо снять двух запупатых актёров. Джона Деппа – он у меня всегда играет, ну и мою жену, Хелену Бонэм-Картер. Джонни будет играть… ну, например, Шляпника (да, кусками имена брали как у Демуровой,а кусками - как попало). А чо? Он тоже псих, к тому же в «Чарли и шоколадной фабрике» показал, что шляпы ему идут. А Хелену назначим, ясный палтус, красной королевой. Теперь определим, кто будет главным хорошим парнем, а кто плохим. Кинем монету. Во, королева будет плохая, а Шляпник – хороший… Он у нас в Алису влюбится (Кстати, с учётом того, что герой Деппа принимал Алису за мальчика, в это есть некий, гм, пикантный подтекст). Что ещё? А, ещё сюжет какой-то надо будет что ли прилепить. А ещё надо учесть зрителей 3D. Для них мы вставим в фильм Мартовского зайца, который будет швыряться в камеру посудой.

Кстати, иной версии смысла швыряния посуды в объектив у меня нету. Само же 3D в аймаксе, надо сказать, впечатляет. Хотя не без недостатков. Не знаю, влияние 3D тут или нет, но в фокусе был только главный объект. Хочется какую-нибудь деталь на фоне разглядеть, а нельзя – она нерезкая. Для того, чтобы узнать, в чём тут дело, надо смотреть фильм в 2D, но вот смотреть это второй раз мне неохота. Совсем.

Полфильма они решают, «Та ли эта Алиса?» Под конец мне хотелось уже заорать: «Да нет, блин, не та! Ту звали Алиса Лиддел, а эта – Алиса Кингсли». И она дочка не оксфордского филолога, а торговца. Можно было предположить, что это бред девицы, обчитавшейся книги Льюиса Кэрролла, но вот несовпадние: книжка то вышла в 1864 году, а тут тётка устраивает торговлю с Китаем. Которая уже вовсю процветала в эпоху опиумных войн, то бишь в 1840-42 годах.

Кстати, об опиуме. О количестве галлюциногенов, использованных в процессе создания очередного шедевра Бёртона, история, как всегда, умалчивает. Но Бёртона после этого надругательства над любимой книгой я больше не смотрю.

ЗЫ: Однако. Цытат дня:

Судя по тому, как кинематографисты обошлись с текстом, Льюиса Кэрролла использовали как таксиста. Доехали на его «Антилопе Гну» до нужного места и похлопали по плечу: спасибо, парень, дальше мы как-нибудь сами!

Комментариев нет:

Отправить комментарий