Сегодня был один из тех дней, когда надо было сделать много при малом объёме информации. А та информация, что имелась, была не совсем обнадёживающей. Как правило, такое бывает один раз за путешествие, та и то не в каждом путешествии. Задача: посетить памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО в Лаосе Ват Пху, расположенный в 41 километре от Паксе на другой стороне Меконга. Общественный транспорт в привычном понимании туда не ходит, есть авторские однодневные туры (не каждый день) за 100 долларов. Ещё в турагентствах города продают билеты на утренний минивен до городка Тямпасак (от него до Вата Пху уже где-то 13 километров) за немалую такую сумму в 150 тысяч кипов (около 600 рублей) в одну сторону. Но это а) дорого, б) до Вата Пху не доезжает, в) вообще не понятно, как выбираться назад.
Чо было делать? Решить, что ну нафиг и никуда не поехать? Но когда то я ещё попаду в эти края? В общем, я решил сделать опору на тот же Тямпасак, но другим способом. В восьмом часу утра я прискакал на новый рынок в Паксе, через который осуществляется связь местных пейзан с ближними и не очень ближними окрестностями посредством… я не знаю, как это называется в Лаосе, а в Таиланде это называется «сонгтхэо», буквально «две скамейки». К сожалению, не запечатлел сих механизмов на фото. Фактически, это небольшой грузовичок или даже пикап, в кузов которого приделаны две продольные скамейки, куда садятся пассажиры. Ну и сверху обычно имеется брезентовая крыша. На сонгтхэо ездят местные пейзане, так что подписаны они исключительно лаосскими закорючками, а иногда и не подписаны вообще никак. Расписания, естественно, никакого нету: они ездят, как заполнятся. Но именно вот это 100% вариант просто уехать в Тямпасак. Вариант неспешный: пришёл я в восемь, отъехали в девять, а в Ват Пху я был в одиннадцать. Но довезли почти до самого Ват Пху, хотя я думал, что в Тямпасак меня завезут на рынок, откуда придётся брать уже какой-нибудь местный тук-тук или мототакси.
Теперь про сам памятник. Не знаю, сколько в Тямпасаке (провинции) сейчас тямов, но в XI-XIII веках тут жили кхмеры. Которые, собственно, приглядели тут гору, напомнившую им лингам, после чего построили в её низовье храм.
Храм изначально был индуистиский, так что тут можно видеть много знакомых по тому же Ангкору мотивов.
Масштаб, конечно, не Ангкорский, но что-то общее чувствуется, начиная от прямоугольных водохранилищ бараев.
Ось памятника поднимается вверх по склону, по которому проложили древнюю лестницу. Низ более широкий и выглядит, как чешуя дракона, а верх – классический с высокими и очень узкими ступенями, по которым не так просто подниматься, а особенно спускаться.
На террасах растут старые толстые плюмерии, усеивающие мостовые своими цветами.
Видно, что наверху было довольно много сооружений, но до наших дней они не дошли. Странных форм обломки перемешаны с просто камнями. На некоторых просто камнях есть рельефы.
Сейчас святилище вполне буддисйкое, и в главном храме установлено сразу несколько Будд.
А на плите сзади нас опять встречает Шива.
Хорошо ещё повезло с погодой: с утра были облачка и совсем не жарко, а к моменту, когда я поднялся на скалу, небо прояснилось и засияло солнце.
Оставалось главное неизвестное: как выбираться назад. А всё на тех же сонгтхэо. Они ходят не только из Тямпасака, но и из городков дальше. Так что из Вата Пху нужно пройти пару километров до трассы, а там просто стоять и ждать. Главное, чтобы не слишком поздно: сонгтхэо тоже ходят только до захода солнца, которое тут садится уже в шестом часу. Мне повезло, часа в два с копейками я поймал попутный экипаж. А то автостоп тут, знаете, ниже среднего. Но в итоге вся поездка стоила 130 тысяч кип в оба конца.
Завтра продолжаю исследования южного Лаоса, и даже могу исчезнуть дня на три, поскольку еду в края, где не всегда есть интернет. Но продолжение таки следует.










Комментариев нет:
Отправить комментарий