Ну вот, собственно, и всё. Только недавно я бегал по Хошимину в поисках последних покупок, но теперь яркий мир Юго-Восточной Азии остался сказочным сном где-то позади. На кону любимый дом, а также свинцовое небо, холода и пятичасовой световой день.
Надо сказать, первоначальный план поездки был несколько иным. Я планировал заехать в Лаос и спуститься по Меконгу до самого устья. Меконг должен был быть становым хребтом данной поездки, ну, одним из главных впечатлений он стал и так. Но когда я начал верстать конкретную программу путешествия, оказалось, что Лаос и Камбоджа в расписание одновременно не влезают. Предпочтение, конечно, отдавалось Лаосу, как стране, где я ещё не был, а на Камбоджу оставалось чуть больше недели времени, так что про некоторые места, типа храма Преа-Вихеа или Самбор-Преа-Кук, можно было не мечтать, тем более, что информации по ним было очень мало. В Преа-Вихеа, который посещали с территории Таиланда, доступ с Сиамской стороны закрыт с эпидемии Ковида. И, честно говоря, у меня сложилось впечатление, что туда вообще никто не ездит: все свежие отзывы о Камбодже касаются только Ангкора и пляжей Сиануквиля. Это я ещё не трогаю пограничные конфликты, которые, хотя и улеглись на момент планирования поездки, вновь обострились во время её исполнения. Я ведь был в трёх километрах от камбоджийской границы, и логично бы было продолжить путь туда, но в итоге месяца за два до поездки, решил от эту часть программы оставить «на потом», а из южного Лаоса двинуть в хорошо знакомый Вьетнам, в частности, в милый сердцу Хойан и почти родной Нячанг. Так маршрут обрёл тот крюк, который хорошо видно на карте, а путешествие делилось теперь на две чётко различимые половины: путешествовательную лаосскую и отдыхательную вьетнамскую.
Впрочем, у двух частей было ещё предисловие с посещением третьей страны. По иронии судьбы, всё три страны – социалистические, такое сейчас организовать не так просто. Впрочем, от Китая я видел только один город, Шанхай. Но могу уже сравнить опыт сходного транзита через Пекин десять лет назад. В 2015 году, чтобы выйти в Пекине, мне пришлось стоять в одной очереди, потом в другой, потом в третьей, потом ещё иметь диалог с погранцом, и наконец, мне поставили огромный штамп, где говорилось, что я могу оставаться в Пекине до конца дня. В Шанхае-2025 всё уже было гораздо быстрее и проще. Очередь была одна, прошла быстро, и мне сразу просто шлёпнули въездной штамп. Не знаю, что тут повиляло: развитие в Китае технологии контроля за приезжими или общее сближение России с Китаем, из-за которого теперь в Китай можно без визы не только на транзит.
А Шанхай понравился гораздо больше Пекина: большой и очень своеобразный город, где традиционное перемешано с современным. Ещё приеду в Шанхай с удовольствием, как и в Китай вообще, но это дело нуждается в тщательной организации.
Камбоджи тоже полностью избежать не удалось: самолёт, которым я летел из Хошимина во Вьентьян, делал промежуточную посадку в Пномпене (в итоге мой налёт обогатился самым коротким сегментом, менее двухсот километров). Хотя рейс, и даже место было тоже самое, зачем-то паксов выгнал из самолёта и заставили сделать петлю по аэропорту, прогнав даже через секьюрити. Так что от Камбоджи всё-таки посмотрел зону вылета аэропорта.
Но главная премьера – это всё-таки Лаос. Страна тоже понравилась, тем более, пока я там был, там была отличная погода. Лаос не так богат достопримечательностями, как Камбоджа или Вьетнам, да и инфраструктура там развита похуже, чем во Вьетнаме. Впрочем, в чём-то Лаос и вышел вперёд, например, в скоростном железнодорожном сообщении, хотя это явное влияние Китая. Тем не менее, не сказать, что страна бедная и слаборазвитая. С проблемами коррупции, на которые часто пеняли в доступных источниках, я так и не столкнулся, как и со зверствованиями секьюрити на железной дороге, где у людей изымали бутылки воды и перочинные ножички из багажа. Что-то, конечно, могло быть и получше, общественный транспорт, например, но в целом всё вполне пристойно. Города достаточно чистые и ухоженные, цены при этом, не высокие. Гостиницы в Лаосе были ненамного хуже вьетнамских. Их я не бронипровал заранее, если не считать первые три ночи во Вьентяьне, ибо применительно к Лаосу все советуют формулу, которую я и так давно успешно использую: на месте гостиниц будет больше, чем в букингкоме, а цены будут ниже. Ну, так оно и было.
Кухня лаосская тоже оставила добрую память. Когда я ехал, я вычитал, что лаосская кухня очень близка к тайской, но ещё более острая и горькая. Ну, не знаю, ничего острого и горького я не там не ел. Суп том-ям, конечно, подавали везде, как и вьетнамские блюда, но я их не брал. А так основа пищи – лапша и рис с овощами и мясом плюс мясо и овощи гриль, как и почти по всей Юго-Восточной Азии. Самую добрую память оставили лаосские омлеты с мясом, вот такого я точно нигде не ел.
Рейтинг мест на сей раз будет коротенький, ибо в Лаосе я их посетил не так много. На первом месте, конечно, Сипхандон, 4000 островов с их провинциальным незасвеченым небом (правда, звезды я видел только один раз) и отсутствием автомобилей. Тишина, покой. Берег рукава Меконга, десть особо нечего, но за возможность полежать вечерком в гамаке с баночкой пива, я бы заплатил ещё.
На втором месте – Луанпрабанг, маленький, добрый, колоритный. Королевский дворец и старинные храмы. Меконг тут широкий, но ещё не широкий-широкий. И почти такая же безмятежная атмосфера, как на Сипхандоне, и тоже жалею, что не остался дольше.
На третьем месте – Вьентьян, маленькая столица. Ах, в Лаосе ведь совсем нет больших городов! И это, по-моему, тоже из достоинств страны. Тем не менее, настоящая столица со всоим набором достопримечательностей, как религиозных, так и революционных.
Ну и Паксе на четвёртом месте – тоже место совсем неплохое. Городок Довольно уютный, и Меконг тут совсем другой, широченный и мощны, настоящая мать-река, хотя я его и окрестил Батюшкой. Вообще Меконг – это, конечно, главное впечатление от Лаоса. Я видел несколько больших рек, в том числе и рек, больше Меконга (Енисей, Обь или Парана, например), но такого впечатления не оставлял ни один из них. Это действительно, живая артерия субконтинента, чем-то напоминающая сказочную реку из мультфильма про Райю и последнего дракона.
Честно говоря, уезжая, даже пожалел, что я пробыл в Лаосе всего пару недель, и исключил из маршрута, например, Долину кувшинов. Правда, тогда через Вьетнам бы пришлось нестись почти без остановок.
Вьетнам же я уже давно знаю и люблю, так что тут акцент на новом гораздо меньше. Тут я уже мог смотреть за тем, что изменилось за семь лет, что я во Вьетнаме не был. Перемены, в основном, не качественные, но количественные. Отлично развивается инфраструктура: за сумму в 10 долларов и меньше можно снять отличный номер в новенькой и чистенькой гостинице, со своим санузлом, феном, холодильником, средствами для душа и даже с окном. Да, на сей раз раз практически во всех гостиницах Лаоса и Вьетнама, где я останавливался, в номере было окно. Иногда даже с хорошим видом. По иронии судьбы, совсем окна не было только в самом удобном отеле в Хойане, где зато было много других плюшек, включая завтрак. Так что во Вьетнаме я спокойно бронировал номера на букингкоме, а по приезду в город просто ехал в заданное место. Транспорт тоже развивается: в Хошимине появилось метро, а в Нячанге – электробусы, которые ходят ажно до 11 вечера (да, меня несколько раздражало, что во Вьетнаме общественный транспорт фактически заканчивает ходить с заходом солнца). Что-то правда, становится менее удобным: для того, чтобы сесть на междугородний автобус, уже не надо идти на автостанцию, тебя забирают из гостиницы и везут на трассу, где уже тебя забирает автобус. Соответственно, и прибывает автобус не в центр города, а куда-то в Чебурашкины Выселки, откуда уже тебя везут в город на микроавтобусе. Но, видимо, что поделать: транспорт в центре городов становится всё более плотным, и вклиниться туда автобусу, скорей всего, уже просто невозможно, даже в четыре часа утра, как это было раньше.
В развитии инфраструктуры есть и обратная сторона. Туристов, ей богу, тоже стало больше. Особенно из стран БРИКС. Китайцев очень много, особенно это было заметно в Хойане, но это то неудивительно: Китай рядом, и благосостояние там явно растёт. Но также появилось много индусов. И, видимо, не только туристов: во всех вьетнамских городах, где я был в этом году, появилось много индийских ресторанов. Подозреваю, что их держат индийские экспаты. Как и в Грузии. Хотя, казалось бы, где Грузия, а где Вьетнам.
Из новых мест я посетил только Дананг, где толком ничего и не увидел. По факту я провёл там всего один день, и то его половину потратил на то, чтобы разведать, как из Дананга добираться в соседний Хойан: информация даже на оперативно, вроде бы, изменяющемся Викивоядже уже отстаёт от реалий. То ли людям становится лень вносить правки, то ли даже путешествовать. Ну, мост-дракон сфотографировал. Хотя в Дананге есть ещё чего посмотреть.
По Хойану всё так же приятно побродить вечером, при свете цветных фонариков, особенно часов после девяти, когда толпы туристов в центре помаленьку рассеиваются.
Нячанг – отличное место, чтобы повалятся на пляже (не на сей раз конечно, но про это ниже) и поесть тропических фруктов и морепродуктов. Из нового – выбрался на термальные источники Тап-Ба. Что-то мне раньше казалось, что они далеко, и туда сложно добираться, теперь, с учётом улучшившегося общественного транспорта – вовсе нет.
Ну, Сайгон, как всегда, большой, шумный и бестолковый. Таким и остался. Хотя, ей богу, улица Буй Вьен стала ещё более явным вертепом. Наркоту, как в Марокко, ещё не толкают, но стриптиз-клубы под красными знамёнами как-то смущают.
Не шибко повезло с погодой, конечно. Ну, ноябрь в Центральном Вьетнаме – сезон дождей, это я понмю даже по опыту 2018 года. Тогда в Хюэ я бродил под дождём, да и в Хойане выжидал, когда же появится солнце. Тут, правда, дожди уже были довольно катастрофические, ибо привели к серии наводнений, и в агломерации Дананга, и даже в Нячанге. Погибло несколько десятков человек, следы наводнения я видел и сам. Особенно в Нячанге, где море еженощно продолжало выкидывать на пляжи смытый с суши мусор.
Впрочем, когда я решил справиться с климатическим монитором, оказалось, чито ничего особенного тут не было. Нет, превышение средней нормы осадков за ноябрь то было, но вовсе не такое огромное. По Нячангу выпало на 66% выше обычного (619 миллиметров осадков против 373) , а по Данангу вообще всего 15% (530 мм против 459). И уж, конечно, далеко от рекордов: 1271 мм в 1999 году в Дананге и 1061 в 1917 году в Нячанге. Подумалось, что катастрофичность данных событий вызвана не столько самим климатом, сколько как раз ускоренным и необдуманным развитием места. Предприимчивые руководители пустили в застройку угодья, которые почему-то не застраивались предками. А теперь по ним пошла вода. Подобное бывало в многих курортных зонах, и в Азии, и в Европе.
Я даже начал раздумывать, надо ли вообще ехать в Центральный Вьетнам, но в итоге рискнул, и, в общим, не прогадал, хотя меня и стращали насмотревшиеся телевизора знакомые. А что в море купаться было нельзя, так это меня не шибко расстроило.
Ну что ж, оставляем в памяти ещё одно славное путешествие. Продолжение следует?






Комментариев нет:
Отправить комментарий