воскресенье, 11 января 2015 г.

От Фрауэнкирхе до Хофгартена


Если спросить меня, что я считаю символом Мюнхена номер один, я безо всякого сомнения, укажу на неё. Именно её очертания я отчётливей всего помню из фотоальбома, листаемого в детстве. Фрауэнкирхе или официально, Собор Пресвятой Девы Марии, самая главная и самая большая церковь Мюнхена. Будучи выстроенной в XVI веке, она вмещала до 20 тысяч человек, при том что население Мюнхена тогда составляло всего 13 тысяч. Сейчас в Мюнхене официально запрещено строить здания выше её, а её высота – около 98,5 метров. Сооружение сразу узнаётся по необычным луковичным куполам на двух колокольнях, нехарактерным для готических соборов. Дело в том, что деньги на строительство собора неоднократно кончались, так что в 1525 году решили сделать пока какую-нибудь временную конструкцию, чтобы потом установить настоящие готические шпили.  Как мы видим, ничего нет постояннее временных мер. Впрочем, в данном случае, оно и к лучшему: церковь действительно ни на что не похожа.


Со строительством Фрауэнкирхе связана одна легенда. Якобы её зодчий заключил договор с чёртом. Церковь была построена легко и быстро, но по договору, мастер не мог сделать в ней окна. Диавол, знаете, такой проказник. И когда собор был готов, чёрт прилетел проверить объект. Войдя в пресбитерий (дальше нечистая сила пройти не могла), он обнаружил, что окон не видно (оно утоплены в нишах, закрытых колоннами), но в здании откуда-то струится свет. С досады чёрт топнул ногой и провалился в своё пекло.


Надо сказать, что чёрт в этой истории повёл себя как форменный лошара. Окна отлично видны снаружи. Тем не менее, отпечаток подошвы 46-го размера в пресбитерии и впрямь имеется. Говорят, если встать на него правой ногой и загадать желание, то оно исполнится. Нужно только помнить, кто его будет исполнять.


На входе в церковь стоит бронзовый макет, изображающий панораму центра Мюнхена. На нём очень несложно узнать саму Фрауэнкирхе, а за ней – ансамбль Мариенплатц: выстроившиеся в одну линию Новая Ратуша, Старая Ратуша и обор Святого Духа, а справа от них – Петерскирхе. Это всё мы видели в первом репортаже.  Сегодня же мы направляемся в другую сторону. Сразу привлекает внимание церковь на левом краю макета. Это Театинеркирхе, и её я придержу для другого репортажа. За ней – огромный, на большой квартал комплекс Резиденции, Баварского королевского дворца. Справа к дворцу примыкает здание Национальной оперы на площади Маакс-Йозефплатц. Через квартал от неё видна ещё одна площадь  с деревьями в центре. Вот туда мы и направимся.


Эта площадь называется Мариенхоф, и расположена она прямо на задворках Новой Ратуши. Но деревьев на ней уже нет. Года два назад вся площадь была перекопана по случаю строительства подземной линии электричек, заодно и археологические раскопки провели. На снимках в Google Earth можно видеть, как она была перекопана. К весне 2014 года о раскопках уже ничего не напоминало. На их месте был ровный зелёный газон, усеянный бычками.


А вот ещё один своеобразный символ Мюнхена – мюнхенский бондарь в красной курточке.  Ну, Мюнхен – город пива. Где пиво, там и бочки. А где бочки, там и бондари. Мюнхенские бондари вышли на улицу с весёлым танцем по окончанию чумы 1517 года. Этот танец воспроизводят фигурки на Глокшпиле. Можно увидеть его и вживую. Раз в семь лет. В следующий раз это будет в январе-феврале 2019 года. Ну а кому неохота ждать четыре года, могу посмотреть на Глокеншпиль каждый день в 11 часов.


В указанном квартале есть ещё одна достопримечательность Мюнхена, про которую во всех путеводителях пишут, что «там непременно должен побывать любой приехавший в Мюнхен». Я не побывал. Ибо, во-первых, не люблю, вещей, с которыми надо сделать непременно, во-вторых, у меня опасения относительно цен этого места. Пивная Хофбройхаус.  Да и снаружи я её не сфоткал, ибо фасад тоже был в лесах. Осталось снять вывеску.


Площадь Макс-Йозефплатц названа, понятно, в честь Макса-Йозефа, он же Максимилиан I Габсбург, императора Священной Римской Империи. Памятник ему стоит в центре площади.


Знаменита площадь, правда, не столько этим памятником, сколько зданием Национальной оперы. Здание не так старо, ему нет и двухсот лет. Но его уже несколько раз разрушали.


Ну а мы ныряем в узкую улочку Резиденцштрассе. Собственно, мимо самой Резиденции мы и идём. Резиденция, как я уже сказал, просто огромна, и осматривать её нужно целый день. Причём сокровищницу и театр Кювилье, являющиеся её частями – за отдельную плату. Посему я просто ограничился наружным осмотром. На Резиденцштрассе выходит только боковая сторона комплекса. Тем не менее, вот этих львов я превосходно помню по альбому своего детства.


Судя по характерным потёртостям, львиные морды на щитах тоже выполняют желания. Я этого, правда, не узнал. В первый день я прошёл мимо львов, сфоткал их на память, а на следующий день они уже были забраны досками. Ремонт.


По улице мы выходим на большую площадь Одеонсплатц. Её мы побережём на сладкое. А пока свернём под  арку, в сад Хофгартен. Сад разбит перед парадным входом в Резиденцию. Собственно, вот он.


Сам садик невелик. Несколько дорожек. Сходящихся звездой в центре, цветочные клумбы, а всё в том же центре – павильон Дианы.


Сама Диана. Что интересно, аллегорическое представление Баварии.


Впрочем, хотя баварских королей тут больше нет, свой выход в сад у местной власти имеется. Вот это похожее на огромную оранжерею здание – Баварская государственная канцелярия. Здесь сидят премьер-министр Баварии и вообще всё правительство, а также местные чиновники по федеральным и европейским делам. Перед входом – памятник какому-то рыцарю, а перед ним нечто напоминающее бассейн. Оказывается, это монумент погибшим в двух мировых войнах. Мдя.


Ну и напоследок рассмотрим статую рыцаря перед штатс-канцелярией. Это Оттон I Рыжий фон Виттельсбах, живший в XII веке и основавший династию Виттельсбахов, правившую Баварией вплоть до 1918 года.


Что любопытно, рождение Оттона пришлось примерно на год первого упоминания Мюнхена, а это случилось через 11 лет после первого упоминания Москвы. Конечно, есть в Германии города и древнее, известные с римских времён, но Мюнхен всё же вошел в историю. Впрочем, это отдельная тема, и мы рассмотрим её в другой раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий