среда, 14 апреля 2010 г.

Приплыли

Ещё один путаный пост с рассуждениями, начинающимися издалека и выводом совершенно из другой области.

Иной раз хочется чего-нибудь такое недоступное/неизвестное средним умам написать, но гложет червяк сомнения: а вдруг это злостный баян? Вдруг это все уже знают, только для тебя это откровение? Надо ль так позориться?

«В какой-то мере образ «Титаника» стал символом гибели чего-то, что казалось могущественным и непотопляемым, символом слабости человеческой техногенной цивилизации перед силами природы.»

Я вот с детства знал историю корабля «Титаник». Собрались люди, построили самый огромный в мире корабль, а он взял, и потонул. Потому что люди его неверно построили. И с ним потонули полторы тыщи человек, потому что на нём не было достаточно спасательных шлюпок. История известная, и растиражированная в кино. Иногда к ней прицепляют ещё всякие мистческие подробности типа романа про корабль «Титан» или мумию фараона. А гораздо поучительней было бы приплести подробности, в пух развевающие романтический флёр.

Для начала ничем особо уникальным «Титаник» не был. Даже если не касаться того, что уже вскоре после его утопления на воду были спущены немецкие суперлайнеры серии «Император», каждый из которых был на 15-20% больше. Даже в своей серии из трёх океанских лайнеров компании Уайт Стар Лайн он был только вторым, и не самым большим. До «Титаника» водоизмещением 46 тысяч тонн был построен 45-тысячетонный «Олимпик», а после него – 48-тысячетонный «Британик». Кто сейчас про них помнит? «Британик» имел несчастье быть спущенным на воду в начале I Мировой, так что использовался в качестве плавучего госпиталя в Средиземном море, где и затонул в 1916 году в Греции, напоровшись на мину. «Олимпик» же благополучно крейсировал между Англией и Америкой вплоть до 1935 года. В ту же самую I Мировую войну в Ла-Манше он протаранил немецкую подводную лодку. Это единственный известный пример, когда боевое судно было потоплено гражданским. После списывания в утиль судно было просто разобрано на металлолом. А суда большего размера, чем «Титаник» и «Британик» вышли на линии ещё при жизни последнего. Сейчас по океанам плавают лайнеры водоизмещением в 3-4 раза больше «Титаника», но кто знает их имена? Кто знает героический «Олимпик»? А «Титаник» знают все. Получается, что исключительно из за разыгравшейся на нём трагедии. Тот же «Британик» затонул, но с ним погибло всего 30 человек, а «Титаник» унёс жизни полутора тысяч.

Теперь о жертвах. Для начала оказывается, что капитан просто не принимал никаких мер весь день перед катастрофой, хотя айсберги и плавучие льды начали попадаться по курсу буквально за сутки. Судно не меняло курса, и даже не снижало скорости, хотя вечером перед трагедией на «Титаник» оправляли с транспортного судна ледовое предупреждение. И некие выводы сделаны были, но они говорят только о том, что капитан знал обо опасности, но мер не принимал. Похоже, он просто всерьёз воспринимал лозунг рекламного характера о том, что его корабль непотопляемый.

Шлюпки. Да, мест в них было меньше, чем пассажиров на судне. А всё из за того, что правила британского судоходства определяли число мест в них не от числа пассажиров, а от водоизмещения судна. Тем не менее, можно было спасти ещё 400-500 человек. Многие шлюпки отходили от тонущего корабля полупустыми. То ли из-за того, что капитанские помощники, руководящие эвакуацией, всё не верили, что «Титаник» утонет, а то ли чтобы не было обидно тем, кто в шлюпки не влезет.

Вобщем, какие тут трагичные силы природы. Обычное головотяпство, приведшее к трагедии не с первого, так с двадцать первого раза. «Олимпик» то тот же плавал себе и плавал. И вот ведь парадокс, людей, утопивших полторы тыщи народу на «Титанике» знает весь мир, а кто назовет имя капитана «Олимпика», пустившего ко дну немецкую субмарину?

Промежуточный вывод такой: «Титаник» прославился только из за большой трагедии. А большая трагедия произошла только потому, что им командовал мудак. 1+1, выходит то, что «Титаник» все знают только из-за мудака-капитана, который его угробил. А мудаком он оказался, в частности, из-за того, что всерьёз воспринимал рекламные лозунги.

Слыша рассказы про Горбачёва, и рассуждения о неизбежности гибели СССР я почему-то всегда вспоминаю «Титаник» и его капитана с помощниками.

Комментариев нет:

Отправить комментарий