пятница, 6 октября 2017 г.

Баган, часть 3. Ананда Пахто

«Красота» - понятие странное. Вроде бы отражает вполне материальную категорию, но объективным не является. С одной стороны, понятие даже, вроде и субъективное, но с другой, есть какие-то общепринятые каноны, впрочем, меняющиеся и во времени, и в пространстве. Представления о красоте разные в разных странах и разных временах. Вот так издалека я подвожу к баганским храмам, точнее, к одному храму, который мне кажется, самым красивым в Багане. Впрочем, не в последний момент красивым он кажется из за того, что довольно тщательно реконструируется. Но опять таки, почему выбор для реконструкции не может быть обусловлен его красотой?


А ещё это один из очень немногих (англоязычная Википедия уверяет, что всего из четырёх) храмов Багана, которые являются действующими в наше время. По моему, действующих храмов поболе, но я не уверен, что в буддизме считается критерием действующести. Достаточно ли для этого иметь изваяние Будды, которому преклоняются посетители?


Храм Ананда Пахто был построен в начале XII века, во времена короля Чанзиттхи. По преданию, к королю явились странствующие монахи, бывшие на медитации в пещере в Гималаях. Король с удовольствием выслушал их рассказ о святом месте, в ходе которого монахи смогли непостижимым образом внушить его образ самодержцу. Тот оказался так впечатлён услышанным и увиденным, что велел странника построить в центре Багана столь же прекрасный храм. Ну а по окончанию строительства всех монахов он приказал убить, дабы те не смогли нигде повторить ничего подобного. По другой версии, зодчий храма был один, и его похоронили заживо вместе с сыном. Подобные истории встречаются вокруг красивых сооружений не в одной стране мира, и живо подтверждают: не стоит слишком стараться, демонстрируя свои искусства сильным мира сего.
Ну не знаю, что там с легендами, а знатоки отмечают несомненное индийское влияние в архитектуре храма. Так что я не удивлён, что реконструкцию ведёт Индийская Археологическая служба.


И, собственно, работают вовсю. Обновляют осыпающуюся побелку, возвращают на место краски и позолоту.


Шпили Ананды были позолочены в 1990 году. Как ни странно сейчас, потёршаяся позолота хорошо гармонирует с розовым цветом кирпича. Просто золотой верх – это скучно, а так похоже на отражение заката на ряби волн.


Золочёные венцы или «хти» тут есть не только на центральном  шпиле, но и на второстепенных.


А охраняют всё каменные львы чинте, охраняющие храм от злых духов.


Видимо, более поздняя пристройка для колокола во дворе.


Не менее интересен храм и изнутри. Большая часть пагод Баган квадратные или круглые в сечении. В круглых, как правило, внутренних помещений нет. В квадратных имеется опоясывающая галерея с одним или двумя нефами, где установлена статуя Будды. Ананда Пах-то имеет в плане форму креста. Здесь галереи четыре, идущие к храму со всех четырёх сторон света, каждая оканчивается нефом с девятиметровой статуей разных воплощений Будды. Вот это вот статуя Будды Кассапы, установленная в южном нефе.


Жалко, там довольно темно и не поснимать, а то внутри есть ещё довольно много интересных элементов убранства, типа фресок рельефов. Ну, кое-что есть ещё и снаружи.


Вот так пагода Ананда выглядела два года назад. Интересно, как она выглядит сейчас, а то в прошлом году в Багане опять произошло землетрясение, и некоторые пагоды были повреждены.


Комментариев нет:

Отправить комментарий