четверг, 12 ноября 2009 г.

Моравский карст

Третья посещённая мною в этом году охраняемая ландшафтная область называется Моравский карст. Как и Чешский карст, она начинается прямо от городских окраин, в данном случае, от северных окраин Брно. Несмотря на то, что площадь этой ОЛО несколько меньше, чем у Чешского карста (92 квадратных километра против 128), объекты здесь поинтереснее. И тут за один день я убедился, что Конепрусы крупнейшей пещерой Чехии быть не могут. Собственно, в Моравском карсте побывать я хотел давно, когда прочитал про него в книге Гвоздецкого из серии «Ландшафты мира». И года три назад даже побывал на северном краю этой ОПТ, когда нашу группу российских туристов по пути из Праги в Краков завезли в Слоупско-Шошувскую пещеру. Именно тогда я побывал в первый раз в настоящей пещере со сталактитами и сталагмитами. И хотя про Слоупскую пещеру у Гвоздецкого тоже было, меня больше интересовала пропасть Мáцоха и Пунквинская пещера со знаменитой подземной рекой Пунквой, по которой можно прокатиться на лодке. Тогда я ещё не знал, что речушка, текущая перед входом в Слоупско-Шошувскую пещеру – это и есть Пунква. Именно там она уходит под землю, чтобы выйти в семи километрах южнее, в районе Мацохи, в резервате «Вивери Пункви».

Вообще-то ездят и организованным методом. От того же самого «Student Agency», которое организует перевозки на автобусах из Праги в Брно и ещё чёрт те куда. Путёвка стоит около 540 крон: 190 за проезд и ещё 350 за вход в пещеры. Но за день до выезда выяснилось, что все места на эту экскурсию уже проданы. Ну, ничего страшного, буду прорываться самостоятельно.

К девяти часам утра девятого же числа девятого месяца я приезжаю на поезде в городок Бланско, что километрах в двадцати пяти от Брно. Отсюда в 9-15 отходит автобус до местечка Скальни Млин, являющегося эдаким предбанником туристического аттракциона в долине Пунквы. На дороге уже сэкономил: поезд стоит 30 крон в одну сторону и автобус – ещё 8 крон. Правда, ходит он только четыре раза в сутки, причём два первых рейса идут ранним утром. Конечно, там есть ещё ряд автобусов, которые доходят, например, до Вилемовиц, Острова-на-Мацоше или Нових Дворов, но от них придётся пару-тройку километров прогуляться до заветных объектов. А тут доставляют прямо в Скальни Млин (Скальную мельницу). Когда-то там, видимо, и впрямь была мельница, сейчас стоит вот такой макет для привлечения тушек.

В принципе, там уже можно купить билеты в основные аттракционы долины Пунквы. Перво-наперво, в резервате запрещено передвигаться на личном автотранспорте. Так что в Скальнем Млине поневоле приходится спешиваться и дальше ехать вот таким «эковлачком» (то есть, эко-поездком), живо напоминающем о ВВЦ.

Из ущелья наверх поднимет «лановка» ака канатная дорога.


Комбинированный билет на то и другое стоит 120 крон. Но, как я убедился, на «влачке» можно вполне сэкономить. Прогуляться километра два по буковому лесу вдоль Пунквы – чистое удовольствие.

Сама Пунква поначалу несколько разочаровывает. Это что, вот эта речка-переплюйка, которую может перейти вброд цыплёнок, это и есть знаменитая Пунква?! Как же по ней плавают в пещере лодки?!

Однако, не всё так просто. Как и многие чешские реки, в половодье Пунква поднимается весьма сильным образом, чему свидетельством вот этот водомерный пункт на реке.

По дороге к Пунквинским пещерам речка один раз опять пропадает под землю. Это так называемое «малое пропадание Пунквы». А вот это её «малый выток».

Так по тенистому прохладному ущелью выходим к площадке перед Пунквинской пещерой. Здесь же делает круг помянутый «эковлачек». Вот это манерное здание маскирует собой вход в пещеру. Сам вход внутри, за турникетами, как заводская проходная.

Но в пещеру мы спустимся (а также заглянем в пропасть Мацоха) в следующем репортаже, а в этом пока гуляем снаружи. Вот эта высокая скальная стена, под которой расположен вход в пещеру, называется почему-то «Лоупежницкой» (грабительской). Возможно, имеются в виду торговцы сувенирами и кассиры самой пещеры, лупящие тут деньги с тушек за любую ерунду.

Наверх стены можно въехать на канатной дороге. И это, пожалуй, единственный случай, когда за транспорт стоит заплатить. Проезд в одну сторону стоит 60 крон, кажется.

К удивлению, наверху нас ожидает вполне развитая инфраструктура. Тут, у Мацохи, есть и ларьки «обчерствений», и ресторан, и гостевой дом и даже автостоянка. Да, сюда на машине уже можно приехать. Ну а я, пообедав в ресторане, пошёл гулять пешком по окрестным пасторалям. Буквально в полукилометре от пропасти начинаются мои любимые кальцефитные луга, живо напоминающие не то остров Сааремаа в Эстонии, не то Ай-Петри в Крыму.

Когда-нибудь я надеюсь приехать сюда, чтобы увидеть эти луга в цвету, а ещё заложить тут свои геоботанические описания. Пока же, к моему дискомфорту, они огорожены электрической оградой. И боюсь, что не от скота. Скота я там не видел, но вот, судя по карте, там немало карстовых провалов, в которые тушек пускать не стОит.

Собственно, в одном месте я наплевал на табличку и полез на луг через спустившуюся оградку. Живо вспомнились Властины инструкции: «Если вас поймает какой-нибудь сторож, говорите, что вы ботаник и приехали в институт. Ссылайтесь на меня. Жалко, там уже не работает доктор ХХХ, он бы вас сам везде провёл». Ну, собственно, имея на руках подробные карты, я и сам неплохо прошёлся. Благо, заблудиться там практически невозможно и без карт. По резервату идёт целая сеть маркированных тропинок, разноцветные отметины которых видны на деревьях и столбах то тут, то там. А в узловых местах установлены вот такие указатели с километражем.

Слава Клубу Чешских туристов, которые в незапамятные времена опутали всю Чехию сетью таких тропинок, как пеших, так и велосипедных, и для верховой езды, и даже для лыжных прогулок. А в резерватах имеются ещё и «научни стежки» (на русский это лучше всего перевести сочетанием «экологическая тропа»), вдоль которых стоят специальные информационные стенды.

Вот этот посвящён ущелью Сухи Жлеб (Сухой жёлоб), вдоль которого идёт тропа. Сухи жлеб идёт параллельно долине Пунквы, а узкий и длинный горный хребет между ними носит название Хобот. Название Папонту понравилось. :)

Карстовые процессы идут тут везде. Примерно на середине Хобота можно увидеть Коралови заврт, то бишь, Коралловую воронку. Внешне не особо примечательна.

По тропе по верху Хобота можно спуститься вниз, к Скальнему Млину, и, таким образом описать полную петлю протяжённостью около пяти километров. В районе пяти вечера отсюда уходит обратный автобус в Бланско. Ну а что интересного можно увидеть под землёй – про это я расскажу в следующих репортажах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий