вторник, 28 апреля 2020 г.

В Истамбуле, в Константинополе

Ну вот, вроде Филиппины закончены, стало быть, с 2017 годом всё. Но нет, пока не всё. Я совершенно забыл, что кроме Кубы и Филиппин, а также Абу-Даби на пересадке, в 2017 году я побывал в ещё одной стране. Возвращаясь назад с Кубы авиакомпанией Turkish Airlines, я полдня провёл в Стамбуле, так что смог опять прогуляться по центру города. Пересадки в Стамбуле я делал пять раз (десять, если считать туда и обратно по-отдельности). Три раза из них я выходил в город, два раза в нём ночевал. Это была вторая прогулка по центру города, и, хотя я посетил практически те же самые места, решил сделать пост и по ней. Уж больно хорошая стояла погода. По фоткам можно подумать, что это весна, но нет, это 8 декабря. Вот оно, преимущество Средиземноморья: у нас на Севере в это время мало, что световой день короток, как гулькина пипка, так ещё солнца не видно за постоянными тучами, и начинает появляться оно по зиме только после нового года. В Стамбуле же было солнечно и довольно тепло, я гулял в одной флисовой куртке. Впрочем, всего за день до этого я вообще ходил по Гаване в шортах и рубашке с коротким рукавом.


Большая часть исторических достопримечательностей Стамбула находится районе Фатих в европейской части города, на мысу между Мраморным морем и бухтой Золотой Рог. Из аэропорта тогда попасть туда было довольно легко: прямая линия метро до станции Аксарай, откуда просто надо идти на восток вдоль трамвайной линии. Вот и я, поблуждав по улицам Еникапы (ничего интересного, честно говоря), и перекусив в местной кафешке (вкусно, хотя не так уж и дёшево), двинулся тем самым маршрутом. Колонна Константина Багрянородного, в прошлый раз напомнившая мне фабричную трубу, хотя по возрасту и превышает любую трубу мира.



Улица, по которой я иду, несколько раз меняет название (то есть, формально, это несколько разных улиц). Вот это самая дальняя её часть, называемая улица Диванъёлу. Видно, что это район дорогих бутиков и ресторанов.


Интересно, сколько стоит поесть вот в этой «оттоманской кухне»?


А вот сразу и парк Мехмет Акиф Мерсой (по имени поэта, автора текста гимна Турции) на месте старого Константинополя. По центру – мечеть Фируз-ага, а слева на заднем плане уже проглядывает Святая София.


Эх, блин, какая же она всё-таки грандиозная! И как они умудрялись строить такое полторы тысячи лет назад?


И увы, я второй раз так и не попадаю вовнутрь, ибо так и не нашёл, где там вход в музей. Табличку «входа нет» нашёл. Вход в султанские захоронения тоже нашёл. А вход в Святую Софию нашёл только на карте уже потом… Блин. Когда ж я туда попаду то?


Площадь Ахмедие, бывший Ипподром. Уже знакомый нам египетский обелиск. Обратите внимание, что его основание находится в яме на метр с лишним ниже уровня площади. Ну, даже в Новгороде видно, насколько поднялся за тысячу лет культурный слой. Что говорить про ещё более древний Константинополь? Этот самый обелиск тут был установлен ещё в IV веке до нашей эры, когда и Константинополя то не было, а бы только приморский Византий. А до этого он полторы тысячи лет стоял на родине в Египте.


Насколько ушла наверх площадь Ипподрома, видно вот тут. А этот витой металлический столбик – так называемая «Змеиная колонна», привезенная сюда из дельфийского святилища Аполлона в Греции Константином Великим в 326 году. Памятник, символизирующий победу греческих городов-государств над персами при Платеях. В оригинале эта колонна состояла из трёх змеиных голов и громадного золотого котла, сооруженного на змеиных головах. Еще задолго до перемещения её в Стамбул котёл бесследно исчез. В Османский период головы змей были отхреначены камнями (ислам суннитского толка не допускает изображать животных – это считается посягательством на роль Аллаха). Сегодня одна из этих голов находится среди экспонатов Стамбульского Археологического музея, другая в Британском музее в Лондоне.


Третья колонна на площади – обелиск Константина X века. Ну, про неё я тоже в своё время писал, как и про золотые/золочённые листы, её покрывавшие. Это самый молодой памятник площади, но и он старше самого старого памятника Новгорода.


На сей раз я обошёл мечеть Султанахмет по периметру, оказалось, что с другой стороны – резкий спуск и она стоит над склоном. Пересматривая «Скандербега», я поймал себя на мысли, что, наверное, где-то у неё и была та лестница, где Скандербега в начале перехватил дервиш. Потом спохватился: Скандербег то жил в XV веке, а мечеть построили тут только через двести лет, и вообще в те годы никаких турков в Константинополе не было.


Замкнув круг, я вернулся на площади и обнаружил, что на ней стало как-то многовато «космонавтов».


А вот специальная машина для снесения баррикад. Тут доходит: сегодня же пятница! Выходной день для правоверных.


Тут наглядно понятно, зачем «Немецкому фонтану» (подаренному немцами в 1900 году) эти самые крантики внизу. Перед намазом правоверные обязаны совершить омовение: вымыть лицо и руки до локтей, провести мокрой рукой по голове и омыть ноги до щиколоток.


Ну и естественно, перед каждой мечетью (а их в Стамбуле до фига и выше расстелены коврики и прямо на тротуарах сидят молельщики.


Тут уже начинаешь прислушиваться к словам, видимо проповедника, из громкоговорителей на мечети Султанахмет. Турецкого я не знаю, но узнаваемые слова ухо в потоке выделяет. И звучит это довольно жутко. «Ахылык тютюнбалда Америка ихирдын бэрдэ! Ка майхан быклырдыгы ва Израэль И тон проповедника звучит довольно агрессивно. Становится понятно зачем тут эти космонавты и техника. Бррр. Ну, пойду-ка я что ли к аэропорту продвигаться, паче уже скоро надо собираться...



Уже знакомый нам мавзолей Султана Махмуда.


Ну, пятница пятницей, а базар работает. А устроен он вокруг баней Чемберлиташ. Общественные бани тут были ещё с римских времён, при султанах их несколько раз перестраивали. Сейчас – популярный туристический аттракцион, как говорят, по сильно завышенной цене. Не знаю, в баню я тут ходить не собирался.


Тут улица уже называется Йеничерилер, «улица Янычаров». А это здание конца XVI века называется комплексом Коджа Синин Паши. Считается одним из лучших представителей османской архитектуры, хотя в ней я разбираюсь с трудом. Мечеть с кладбищем названы в честь Синан-Паши, султанского визиря, албанца по происхождению. Да, после смерти Скандербега многие албанцы сделали политическую карьеру в Оттоманской империи…


Эх, опять почти ничего не увидел. И в собор Святой Софии не попал. А ведь когда я теперь попаду в Стамбул – неизвестно вообще. Летать Турецкими авиалиниями я намерен и впредь, но увы, с 2019 года аэропорт Ататюрк, куда проложена линия метро, для пассажирских перевозок больше не используется. Открылся новый огромный аэропорт в 40 километрах от города, и летая в Канкун в прошлом году, я делал пересадку уже в нём. Метро там нету, и добираться до Фатиха дольше и труднее.

И когда будет, не знает и сам Аллах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий