понедельник, 7 января 2019 г.

На крыльях "Победы"

Год только начался, а уже есть несколько результатов. Встретив 2019, по обыкновению, дома, я решил скоротать новогодние каникулы, сгоняв на историческую родину, благо теперь с этим стало проще. О сём получится не меньше трёх репортажей, которые я рассчитываю сделать в ближайшее время. Я уже побывал в первом новом для себя городе и проделал первый сегмент перелётов на самолёте. На последнем хотелось бы остановиться особо.


Страшно подумать, но петрозаводским аэропортом до этого я в последний раз пользовался почти 28 лет назад, зимой 1991 (УПД: всё таки 27 - последний полёт был 27 декабря 1991 года). Тогда я дважды летал в Быково на винтовом самолётике Ан-24. Потом летать в Москву стало невозможно по причине высокой стоимости билетов, а после – ещё и по причине отсутствия регулярных авиарейсов в Петрозаводск. «Святые девяностые» ознаменовались резким обвалом, в том числе, и авиасообщений. Ещё одним доказательством этого служит судьба того самого аэропорт Быково, бывшего некогда одним из самых загруженных по числу взлётов-посадок не то что в СССР, а в мире. К 2010 году он был просто закрыт, и к нашему времени окружён высотными строениями, делающими невозможной эксплуатацию ВПП, так что туда уже не прилететь никому, несмотря на распухший оборот Московского авиационного узла.

Петрозаводскому аэропорту «Бесовец» повезло немногим больше. Всё-таки, это главный аэропорт немаленького региона. В советские времена петрозаводский  аэропорт представлял собой два барака голубого цвета возле военного аэродрома «Бесовец». Тем не менее, он был связан регулярными рейсами не с одним городом Союза. Кроме Москвы, отсюда можно было улететь в Ленинград, Архангельск, Сыктывкар, Мурманск, Кировск, Вологду, Ригу, Таллинн, Новгород, Череповец и ещё ряд городов. Увы, те из этих рейсов, которые не сделала невозможными новоначерченная государственная граница, сделал невозможным нищета и разруха 90-х. Ясно было, что продержаться на плаву ориентация на внутренние авиарейсы не позволит. Дабы аэропорт не закрывать совсем, его сделали «международным», для чего рядом с упомянутыми голубыми бараками поставили пару пару щитовых сараек, которые можно легко увидеть по запросу «аэропорт Петрозаводск» в гугле. Несколько раз запускали рейсы в Хельсинки, но каждый раз неудачно. Рейсы были нерегулярные и дорогие, публике, шатающейся в Финляндию, проще было поехать на автомобиле. Точно так же, время от времени пытались открывать рейсы в Москву, но они, как открывались, так и закрывались.



И дело даже не просто в дороговизне. Против нас играло само географическое положение города. От Петрозаводска до Москвы ровно ночь на поезде. Если ехать на РЖД, ты после работы (ранее в седьмом часу, а после появления электротяги – уже в девять вечера) садишься в вагон, а в девять утра ты уже в Москве. Вылетая даже самым удобным рейсом, ты, кроме полутора часов полёта, должен приехать в аэропорт за два часа, а потом ещё в Москве тратить время на аэроэкспресс или пробки на МКАДе. В итоге, как ни крути, половина рабочего дня теряется на дорогу. Ну а в 2015 году у аэропорта закончилась сертификация по безопасности, в результате чего рейсы из него вообще прекратились, да там ещё и авиакатастрофа 2011 году сыграла свою роль, когда в тумане отключились навигационные огни ВПП, и самолёт пытался сесть на освещённую автодорогу рядом. Для получения нового сертификата ВПП пришлось перестроить и с 2016 года аэропорт опять потихоньку начал функционировать. Из Домодедова к нам начала летать «Сибирь». Невзирая на не самые низкие цены и не самое удобное расписание, рейсы стали ежедневными. Ну а в декабре 2018 случилось самое приятное. В Петрозаводск начала четыре паза в неделю летать «Победа». Пока до апреля 2019. И если раньше возможность долететь до Москвы я рассматривал в чисто теоретическом плане, то планируя выезд на новогодние каникулы в Москву, уже призадумался. Билеты в плацкарт, если они присутствовали в продаже, стоили около трёх с половиной тысяч. В купе – шесть-семь тысяч. А билеты на «Победу» начинались от одной тысячи рублей за перелёт без багажа. Ну, тут я и купил обратный билет на «Победу».

Ну что, конечно, воображение будоражит, когда от Внуково в Петрозаводск ты летишь столько же, сколько едешь во Внуково в Москве. Конечно, «Победа» - классический лоукостер с ящичками для измерения габаритов ручной клади (слава КПСС, у меня в рюкзачке были только фотоаппарат и нетбук), никакого питания, и только по желанию простая вода в пластиковом стаканчике. Но полтора часа и потерпеть можно.


Вот так это было. А мы думаем, что они по прямой между двумя точками летают. 

А вот что плохо (и очень плохо) – Петрозаводский аэропорт. Собственно, посмотрел я на те самые сарайки, пока только снаружи. Прямо из самолёта выходишь на заснеженный перрон, и пешкодралом чапаешь прямо в ворота у летного поля. Судя по расписанию, через 20 минут после посадки «Победы», к 17-55, в аэропорт должен был зайти автобус, но выйдя в ворота, я даже не нашёл, куда бы он мог встать. Знака автобусной остановки нету. Привокзальная площадка (площадью её назвать нельзя) завалена снегом и заставлена машинами. Повертев башкой, я заметил группу граждан, поспешно летящих куда-то вперёд, за машины. Не иначе, на автобус спешат. Да, я тоже спешил, ибо Кремнёвы мне уже рассказывали, как летом они летели из Иркутска, и проводили взглядом уходящий автобус от багажного отделения. Те, кто был без багажа, ещё уехали. Остальных ждать не стали, им оставалось добираться при помощи таксистов, завинтивших цены назад до небес.

Однако ж, и за стеной машин никаких признаков остановки не было. Спешащие, за которыми я пошёл нырнули за ограду и сели на машину на стоянке. Мне возвращаться было уже ломово, пошёл пешком на шоссе примерно в километре. Там застопил мужичка, который меня и довёз до автовокзала. Мужичок говорил, что автобус сзади идёт, но не знаю, тот ли это, что должен был заходить в 17-55 в аэропорт. Нашим транспортникам легко станется отменить его в честь праздничного дня.

И да, доехав до автовокзала, я сунул мужичку стольник «Столько хватит?» мужичок кивнул. А потом дал мне 50 рублей сдачи.

Вот тут я офигел.

В общем, не знаю, наладят они, в конце концов, транспортное сообщение с городом или нет, но «Победой» летать мне понравилось. Надеюсь, её рейсы тоже станут ежедневными.

Комментариев нет:

Отправить комментарий