суббота, 2 апреля 2016 г.

Экономика: size does matter

Уже раз третий на эту херню натыкаюсь в фейсбуке. Народ (видимо, представители мелкого бизнеса) радостно это лайкает. Один раз даже прокомментировал, назвав это дешёвой агиткой в духе конца 1980-х/начала 1990-х. К сожалению, раскрыть мысль возможности не было, ибо много работы. Нo вот сейчас рабочая неделя закончилась, а я опять наткнулся на ЭТО.


Рассматривать это по иному, чем гнусную манипуляцию с игрой на эмоциях (в частности, на зависти) я не могу. Во-первых, на картинке наглая подмена понятий. Сравнивается не крупный бизнес с мелким, а мелкий предприниматель с крупным. А это не одно и то же.


Природная среда не во всё, но во многом моделирует экономические отношения на рынке. Термины «эксплеренты», «виоленты» и «патиенты» являются и экономическими и экологическими. Стратегия предприятий в макроэкономической системе вполне аналогична стратегии видов в экосистеме. В частности, в измерении «большой-маленький». Так вот такой парадокс: слон может сожрать дерево в саване целиком. Кузнечик – только одну травинку. Но вот стадо слонов саванну разрушить не может. А стая саранчи равной массы – запросто. Почему? Да потому что в относительном выражении на равную биомассу мелкий организм всегда сжирает больше, чем крупный. При росте линейных размеров площадь поверхности тела увеличивается в квадрате, а масса – в кубе. Отношение поверхности тела (а стало быть и интенсивности обмена с окружающей средой) к массе падает по мере роста организма. Крупный организм является более экономным.


Собственно, для экономистов это тоже не секрет. По-моему, все знают, что продукция крупного предприятия всегда дешевле, чем у мелкого. Именно поэтому куча мелких бизнесменов с их детьми в школах танцев всегда будет затратной не меньше, а БОЛЬШЕ бизнесмена крупного с его четырьмя домами, при условии производства равной продукции. Низкая прибыльность приводит к истерикам, обвинениям в налоговом удушении, требованиям преференции для мелкого бизнеса и вот таким картинкам. Но чего истерить? Не нравится такая работа – ищите более прибыльную. А рынок создает не мелкий бизнес, а крупный. Для мелкого бизнеса место есть только там, где имеются излишки средств (так же как и в экосистеме мелкие организмы потребляют излишки биомассы). Поэтому в «нормальных» буржуинствах мелкий бизнес на виду. У нас рынок не насыщен, так что это просто средство для маленького человека заработать на хлеб. Как во всех «ненормальных» странах, коих в мире большинство. И вот это вот «не покупай у крупного бизнеса» - просто гадостная манипуляция. Ибо именно выбивая с рынка крупный бизнес, вы этот самый рынок разрушаете, что не приближает нас к «нормальным» странам, а удаляет от них.

Комментариев нет:

Отправить комментарий