понедельник, 3 января 2022 г.

Давай разведёмся!

Опять про кино. Кино я вообще смотрю редко, что заметно хотя бы по тому, как редко появляются записи под соответствующим тегом. Телевизора у меня нет, в кинотеатре я уже и не помню, когда был в последний раз, и хотя техническая возможность имеется (в сети полно фильмов, да и телетрансляции по интернету смотреть несложно), привычка просто практически отсохла. В результате самым удобным моментом для погружения в мир кинематографа для меня стали длительные перелёты на самолёте: когда летишь трансатлантику, времени в распоряжении до хрена, и, кроме необходимого поесть-поспать, поневоле обращаешься к медиацентру.

Так было и на сей раз, ибо, перелетая из Москвы в Сан Паулу и обратно, я проводил по 18-19 часов в воздухе: почти 5 часов между Москвой и Дохой и 13-14 часов до Бразилии. В медиатеках крупных авиакомпаний, как, впрочем, и в кинотеатрах царствует, в основном Голливуд. Как правило это фильмы, вышедшие в последние полгода, но уже прошедшие в кинотеатрах, а также известные классические хиты. Но медиатека компании Qatar Airways меня несколько удивила. Нет, голливудской начинки там было тоже полно, но весьма обширно был представлен кинематограф стран, куда «Катар» летает: арабский, индийский и даже африканский. Ну и конечно, российское кино, не очень много, но достаточно разнообразно, от современного военного кино до шлаковых комедий от Сарика Адриасяна. В общем, кроме нескольких голливудских лент я посмотрел два отечественных фильма. Во-первых, известного рекордной прибылью (да и вообще известного) «Холопа». Добротный фильм, который я посмотрел с удовольствием, что скрывать, но речь сегодня не о нём.


Про второй фильм, название которого можно видеть в заголовке этого поста, я вообще ничего не знал. Но пролистывая на экране фильмы, зацепился взглядом за имя режиссёра. Анна Пармас. Это имя я знаю хорошо. Анна одно время работала на Радио «Модерн» (светлая ему память), потом снимала своеобразный спин-офф этого радио, шоу «Осторожно, модерн!» с Нагиевым и Ростом, а в последнее время известна, как режиссёр клипов «Ленинграда»: «В Питере – пить», «ЗОЖ», «Сиськи», ну и самое известное – «Экспонат» с Топольницкой. Который «На лабутенах, нах». И я, уже почти нажав на стрелочку перехода, отдёрнул палец. Это надо посмотреть! Ну, хотя бы начать.

Досмотрел до конца в итоге, что уже достижение (многие фильмы в тех перелётах я начинал, но так и не осиливал). А вот впечатления довольно неоднозначные. Фильм – явный продукт Анны Пармас в духе её клипмейкерства, что с одной стороны, пошло ему на пользу, а с другой – навредило. Впрочем, всё по порядку.

Сюжет жизненный, и не шибко замысловатый. Живёт в новом домике в элитном коттеджном посёлке семья из мамы, папы и двух детей. Вроде, всё чик-пок, как полагается. Немного нелепая мама-медик (в исполнении Анны Михалковой, почти единственная, кого из актёров я тут знаю), пребывающая с башкой в работе, даже в нескольких, зато поднимает неплохие деньги, на которые, собственно, и отдают кредит на этот самый коттедж. Папа-геофизик – домохозяй, сидит с детишками и готовит еду. И вдруг, стоп. Приехали, девочки. Папа от мамы уходит после того, как мама догадалась подарить ему абонемент в фитнесс-клуб, где у него замутился роман с симпатичной инструкторшей. Героиня, пытаясь понять, что она сделала не так, начинает дёргаться, чем вызывает каскад разных, подчас неожиданных ситуаций. Ну, собственно, в сём комизм и есть. Рваки-ржаки от такого ждать нечего, но позабавиться можно.

Картинка, как всегда у Пармас, совершенно смачная. Повышенное внимание к каким-то очень точным деталькам. Вот, например, два героя, ищущих воду на загородном участке ссорятся и начинают драку. А на заднем плане стоят хозяева участка и с пустыми глазами кушают растворимую лапшу из коробочки. Или финальная сцена, во время которой я испытал маленький оргазм: где крошечная героиня с широко раскрытыми глазами плавает на спине в бассейне, а камера медленно отъезжает, поворачивается, и вот вокруг уже огромный, сверкающий огнями город, а над ним ещё более огромное звёздное небо. Да ещё и под песню «Ленинграда», хотя и в отрихтованной цензурой версии, но в приятной электронной обработке. Вот настолько это близко моему «впитай момент», который я практикую в путешествиях: просто замереть и смотреть, что происходит вокруг.

Кстати, музыка, да имеется, в основном от «Ленинграда». И «Лабутены» тоже были. Не могу сказать, что я особый фанат творчества Шнурова, но тут тоже всё на месте.

По атмосфере фильм очень питерский, с питерской рефлексией и серым небом. Хотя, судя по номерам машин, а также по некоторым локациям, действие происходит в Ярославле. Ну да бог с ним, это неважно совершенно.

Ещё одна фича Пармас – колорит персонажей. Другое дело, что этот самый колорит носит явно какой-то психопатологический характер.

- На что мне безумцы? - сказала Алиса.
- Ничего не поделаешь, - возразил Кот. - Все мы здесь не в своем уме - и ты, и я.

Тут, действительно, что ни характер, то собрание тараканов. Инструкторша-любовница, которая из мурлыкающей киски моментально превращается в шипящую фурию (это она его во время ласк бьёт, а что ж будет во время ссоры то?). Милиционер, который сексуально возбуждается, когда от него, сжимающего пистолет, бежит жертва. Друг героя, который изображает успешного предпринимателя и мужа, но на самое деле его бьёт жена, а сам он ломает перед клиентами спектакли с лозой, разыскивая воду на участке. Тут все уроды, тут, как в гоголевском «Ревизоре» положительный герой – смех. И это тоже фича Пармас, хотя не только её.

В одном отзыве на фильм приходилось прочитать, что де, Пармас в своём фильме впадает в богомерзский феминизьм. Типа, посмотрите, там же все мужские персонажи – урод на уроде. Да полно, ребят. Чо, женские то лучше что ли? Начиная с главной героини, которая, вроде как, вся такая успешная, но весь фильм просто плывёт по течению, начиная иногда бессистемно дёргаться. То она оставляет ушедшему мужу несколько десятков сообщений с требований ей больше не звонить, а потом (врач, с высшим образованием) бежит к бабке-ворожее. Или сами последствия ворожбы, когда она пытается сжечь шерстяные вещи, в которых, якобы, скопилось всё зло, но что-то идёт не так, и вот горящая тряпка уже выброшена из помойки, а потом нечаянно переброшена на стройку, отчего начинается пожар. Это успешная личность? Ребят, да это классический пример личности, чей успех – оказаться в нужное время в нужном месте. Поэтому то она легко находит, но так же легко теряет. Мужа, в частности.

И вроде как, фильм психологический, но психологии тут, как таковой, нет. Вместо неё просто сборище пороков. В общем, этот приём не лучше и не хуже других, но беда в том, что ёмкость у Пармас несколько ограниченная. Вырисовав коллекцию более-менее центральных персонажей, она заполняет остатки пенопластом. Знаете, у Лукьяненко в «Ловце видений» обитатели Страны Снов делились на несколько категорий. Были «сноходцы» – люди, осознающие, что они во сне, были «сновидцы» - отображения сознания спящих людей, а был «рельеф» - неодушевлённые симулякры, порождённые коллективным бессознательным сновидцев. «Рельеф» может быть как предметом, так и живым существом, и даже человеком. Вот нецентральные персонажи в сабжевом фильме – как раз такой рельеф. Что мне особенно не понравилось, совершеннейшим рельефом получились дети главной героини. Они-то, собственно, и являются главными пострадавшими в конфликте родителей, но их сторону автор не раскрывает никак. Это просто механизмы, которые могут сказать «Можно я досмотрю мультик?» или «Мне страшно», но никакого внутреннего мира они не имеют вообще. Как личностей их автор и не думает рассматривать. Я не знаю, какие отношения у Пармас с её детьми (согласно Википедии, их у неё трое), но что-то мне за них неуютно.

В общем, использованы, вроде бы, те же самые приёмы, что были в клипах, а вот смотрятся они гораздо хуже. Получается затянуто и икусственно. Мне лично тут вспомнилась описанная Юрием Никулиным в его книге «Почти серьёзно» ситуация, когда после ошеломительного успеха «Пса Барбоса» они решили снять расширенное продолжение «Самогонщики».

К моему огорчению, "Самогонщики" на экране не имели такого успеха, как "Пес Барбос". Я думаю, что это вполне объяснимо. "Самогонщики" во многом строились на применении старых, уже использованных приемов. Кроме того, "Самогонщики" шли двадцать минут, а "Пес Барбос" длился около десяти и воспринимался как короткий анекдот.
Тогда-то я и вспомнил слова Георгия Семеновича Венецианова: "Никогда не ищите успеха там, где вы однажды его нашли".

Вот не знаю, стоит ли Пармас продолжать снимать фильмы а-ля клипы. Формат другой, смотрится гораздо хуже. Ну, с другой стороны, полвека спустя, мы с удовольствием смотрим и «Пса Барбоса», и «Самогонщиков», особо не обращая внимания на то, что вторые гораздо хуже первого. И, в общем то, я фильм Пармас посмотрел не без удовольствия.

Ну и самое приятное. Да, оба отечественных фильма, которые я смотрел в самолётах, летевших между Евразией и Южной Америкой, имеют реальные недостатки. Но при этом они смотрелись очень даже неплохо на фоне тех голливудских поделок, которые я смотрел в тех же самых самолётах. А я смотрел «Ведьмы» Земекиса (Эх, Земекис, как низко ты пал…), «Годзилла против Конга» (тут без комментариев) и диснеевскую «Круэллу» («Малефисента» понравилась в своё время, эта нет). Не говоря ещё про несколько фильмов, которые я начал было смотреть, но быстро схлопнулся. Может, конечно, я просто выбрал неудачные образчики американского кино, но факт есть факт. Наше уступает по спецэффектам, но смотрится лучше.

Хороших всем фильмов! Авось ещё найдётся, что посмотреть.

3 комментария:

  1. Здравствуй, Сергей.
    Вот уж точно посмотрю фильм!
    Такой отзыв возбуждает желание самой проверить на практике, "так ли всё там запущено")))
    Спасибо за рекомендацию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да на здоровье. Не знаю, что Вас конкретно в моём отзыве сподвигло, но приятного просмотра. Фильма не новая (ей два года уже), но раз не смотрели...

      Удалить
    2. Я так многое хочу увидеть-прочитать, но всего так много написана-наснято, что реально невозможно объять необъятное.
      А то, что рекомендуют блогодрузья - читаю-просматриваю.
      Фильм понравился.

      Удалить