среда, 20 октября 2021 г.

Памятник Чарльзу Гаскойну

У нас в городе поставили новый памятник. Да ещё и непростой. Полноростовых памятников в Петрозаводске не то, чтобы много: Пётр I, гранитный Ильич, ставший своеобразной достопримечательностью Киров, Маркс с Энгельсом, Отто Куусинен, Гавриил Державин, Александр Невский, да из недавних Роберт Рождественский и Владимир Морозов. 

Что за поэт Владимир Морозов я понятия не имею, но наверно, известный, раз его изобразили на одном памятнике с Рождественским.

И вот новый памятник, да даже и не памятник, а целый комплекс с рельефами, фонарями, цепями и чугунной артиллерией. Без дураков, это оказался самый впечатляющий монумент в городе – таких у нас ещё не было, и наверное, долго не появится.


Шотландец Чарльз Гаскойн родился в Эдинбурге 1738 году в семье выходцев из Франции. Мать – наследница шотландских лордов. В молодости работал в Ост-Индийской компании, занимаясь торговлей москательными товарами. В 1765 году попал в руководство металлургической компании «Каррон» в городке Фолкерк между Глазго и Эдинбургом. Данная компания существовала больше двухсот лет и приказал долго жить только в 1982 году, при Маргарет Тэтчер. А ведь одно время это было крупнейшее металлургическое предприятие в Европе, где отливали всё, начиная с деталей паровых машин Уатта и вплоть до классических английских красных телефонных будок. Впрочем, главным её продуктом во все века служило оружие для армии и флота Их Величеств. Тут то и пригодились технические таланты молодого Гаскойна, который к тридцати годам уже знал и умел многое. Главным его изобретением, за которое он вошёл в мировую историю, являются карронады, разновидность флотской артиллерии (да, «Трое с площади Карронад» Крапивина именно отсюда). Дело в том, что простые пушки, хорошо поражавшие вражеские суда на расстоянии (только вот попади в него, пока он далеко!) были бесполезны, когда корабль противника оказывался слишком близко. Скорость ядра была слишком высока, так что оно просто прошивало цель насквозь и вылетало с противоположной стороны без особого успеха. Иногда пустить на дно вражескую посудину удавалось только после нескольких десятков прямых попаданий. Шотландцы изобрели орудие, рассчитанное на использование меньшего порохового заряда, и соответственно, имевшее меньшую скорость снарядов. Первоначально это орудие называлось по имени изобретателей, «мелвиллада» или «гасконада», но общераспространённым стало производное от имени металлургического завода «Каррон».


А тем временем на другой стороне Европы развивались свои события. История XVIII века вообще для наших современников имеет тенденцию сливаться в один период. Вон и Гарант Конституции попутал Северную войну в первой половине века с Семилетней во второй, за что был поправлен отважным школяром. А и то, пойди там всех этих Иванов Антоновичей и Анн Иоанновных запомни. Вот и говоря об истории Петрозаводска частенько ставят знак равенства между возникшим в 1703 году Петровским заводом и заводом Александровским. А это не так. Угасание Петровского завода началось ещё при жизни Петра, когда оружейное производство перевели из Петровской слободы в Сестрорецк. После же смерти Петра дела пошли и вовсе швах: завод был объявлен, как сейчас говорят, нерентабельным, и в 1734 году была погашена последняя домна. А в 1744 году мещанину Петровской слободы Артемию Мурашёву было выдано разрешение разобрать разваливающиеся печи завода на камень и кирпич.

Никакого более близкого исторического периода не напоминает?

Спохватились, в российских традициях, лет через двадцать, уже при Екатерине II. На Лососинке опять открыли производство пушек, но новый завод был построен в двух километрах выше по течению от старого, и фактически это было новое предприятие, названное вскоре в честь Александра Невского Александровским заводом. Да и сама Петровская слобода, наконец получила статус города и стала называться Петрозаводск.


Говоря о выдающихся россиянах европейского происхождения, как правило вспоминают многочисленных немцев. Есть известные итальянцы, греки и датчане А вот про выходцев из страны килтов, волынок, Лох-Несского чудовища и чертополоха вспоминают не сразу. А ведь среди них было немало примечательных фигур: предок Михаила Юрьевича Лермонтова Георг Лермонт, «чернокнижник» Яков Брюс, блистательный Барклай де Толли. Вообще на русской военной службе шотландцы отметились ажно с XV века. В 1760-х годах правительство Екатерины обратилось к Британской короне с просьбой прислать несколько специалистов на российский флот. Среди командированных выделялся молодой шотландец Сэмюэл Грейг, быстро получивший звание капитана 1 ранга, а ещё через десять лет – статус генерал-командора базы в Кронштадте. Постоянно занимаясь модернизацией военного флота, Грейг заказал на «Карроне» партию самого современного вооружения, что вызвало недовольство английской короны. Дабы избежать дальнейших трений, Грейг подкинул Екатерине идею пригласить на русскую службу тогдашнего директора «Каррона», у которого как раз наметились финансовые проблемы. Гаскойна в Россию доставил лично протеже Грейга Адам Армстронг, тоже шотландец. В 1786 году Чарлз Гаскойн в сопровождении Чарльза Бэрда (впоследствии главного инженера паровых машин петербургских заводов) и Александра Уилсона прибыл в Петрозаводск. Эту дату на нашем памятнике можно видеть наверху правого из фонарей.


Фактически, Гаскойн создал на базе Александровского завода одно из самых высокотехнологичных производств того времени. 


Про паровые машины я уже поминал, но производство обогатилось ещё целым рядом новшеств от гидравлических установок до сверления нарезных стволов пушек. Установленные по бокам памятника рельефы как раз показывают картины пушечного производства конца XVIII века.


Не с особой, конечно, точностью, но оставим это знатокам производства того времени.


Хотя один анекдотический момент хочется рассказать. Видите слева фигуры двух лошадей, тянущих по рельсам вагонетки с ядрами и пушками? Одни из технологических новшеств, внедрённым Гаскойном на Александровском заводе был «чугунный колесопровод» - первая рельсовая система, фактически, первая железная дорога России. Обычно, когда говорят про первую железную дорогу в России, вспоминают отрезок между Петербургом и Царским селом 1840 года. Но это не совсем так. За несколько лет до этого железная дорога действовала на Выйском заводе в Нижнем Тагиле. Помните Ефима и Мирона Черепановых, которых иногда считают за братьев, хотя это были отце и сын? Так вот Ефим Черепанов изучал организацию заводской железной дороги именно в Петрозаводске у Гаскойна. Спасибо художнику, он этот момент отобразил, но, увидев эскиз, историки так и ахнули. На эскизах вагонетки тянул паровоз

Чугунный колесопровод Гаскойна был запущен в Петрозаводске в 1788 году. Первый паровоз Стефенсона в Англии был произведён в 1829 году.

Спасибо скульптору, рельеф поправили. Только вот дым, выходивший из паровозной трубы, так и оставили. Теперь его выдыхают огнедышащие петрозаводские лошади.


Заслуги Гаскойна перед городом и страной трудно переоценить. В любые времена у нас был популярен своеобразный городской лозунг принадлежащий Суворову: Петрозаводск знаменит. Ну, надо сказать, что его несколько сократили. Полностью фрагмент из донесения императрице Екатерине звучит так: «Слава Наместнику! Гаскойн велик. Составные его лафеты отнюдь не подозрительны. Петрозаводск знаменит. Ближайшая на него операция из Лапландии. В последнюю войну предохранение той страны было достаточно и мудро». Ну, естественно, на памятник тоже пара кусков из этого донесения попали.


Первый контракт Гаскойна закончился в 1789 году. Однако, шотландец и не думал уезжать. Вслед за Олонецкими заводами он получил под управление Санкт-Петербургский чугунолитейный завод, впоследствии Путиловский, а ныне Кировский. Забавно, одно из крупнейших промышленных предприятий Питера тогда подчинялось Олонецким заводам и управлялось из Петрозаводска. В 1794 году Гаскойн получил задание провести разведку Славяносербских месторождений в тогдашней Новороссии. Гаскойн, отрапортовал что «найденные прииски железной руды и каменного угля по освидетельствованию обещают богатейшее количество сих минералов в наилучшем качестве». В 1795 году в новоросских степях был заложен Луганский чугунолитейный завод, на строительство которого из Петрозаводска двинулся большой десант из квалифицированных специалистов с новым оборудованием. Фактически, отсюда началось промышленное освоение Донбасса. Генеральный план Луганска нарисовал сам Гаскойн, являющийся основателем этого города. Немудрено, что первый памятник Гаскойну, хотя и более скромный, был поставлен именно в Луганске.


С именем Гаскойна связано и основание Российского производства бумаги – Александровской мануфактуры в Питере, а в 1803 году под его руководство были переданы и Адмиралтейские Ижорские заводы в Колпино. При этом жить он оставался в Петрозаводске. Есть всё-таки у нашего города какая-то своя тихая магия. Умер Карл Карлович, как его называли в России, в июне 1806 года в Колпино. Это и есть вторая дата, указанная на правом фонаре у нового памятника.


Похоронен он был по собственному завещанию на лютеранском кладбище Петрозаводска. Тут надо сказать, что в XX веке Гаскойн популярен особо не был. В Соединённом Королевстве его считали за предателя и вспоминали только мельком в связи с изобретением карронады, для Советов это был зарубежный капиталист, да ещё и масон.

То есть, тоже враг, и во времена пролетарского интернационализма, и во времена советского патриотизма.

Могила Гаскойна считалась потерянной, хотя говорят, что два года назад её всё-таки нашли. По совпадению, в доме на Волховской 4Б, у которого она находилась, мне неоднократно приходилось ночевать, причём окна квартиры прямо на могилу и выходили, да и в общаге на Волховской 4А я неоднократно бывал. Александровский завод, после революции ставший Онежским, а потом Онежским тракторным, был перенесён на окраину города и сейчас принадлежит белорусскому холдингу «Амкодор», а исторические корпуса на том месте, где находился старый Александровский завод, большей частью были снесены, и сейчас там строится новый жилой район. Одна из улиц в нём получила имя Чарльза Гаскойна. Ну а в 2021 году на бровке оврага, в котором расположен парк вдоль реки Лососинки, огибающий бывший завод, на пересечении проспекта Карла Маркса и улицы Дзержинского установили памятник. Этому, кстати, посвящён ещё один рельеф, изображающий панораму Английской улицы середины XIX века. 


Видимо, авторы памятника хотели обратить внимание, что улица получила название в честь «англичан», то есть, шотландцев, работавших тут на Александровском заводе. По мне так это слишком натянуто. За свою историю Проспект Карла Маркса сменил множество имён, и Английской улицей он был только через сорок лет после смерти Гаскойна. При жизни Гаскойна он назывался Большой улицей, Офицерской слободой, Нагорной Слободской улицей, Наличной улицей и просто Прешпектом без подробностей. Топонимическая чехарда закончилась только после революции, когда проспект получил имя Карла Маркса. Долгое время это была главная улица города (именно по ней шла дорога из Петровской слободы в Петербург), и она остаётся самой красивой улицей в городе до сих пор. Чему способствует и новый памятник.


Фото памятника я делал в три присеста. Его вообще обещали открыть летом, но, как водится, не успели. Открыли его только 24 сентября. Я до него добрался только 3 октября, потом 6 октября ещё раз и 16 числа поснимал его вечером при свете фонарей.




Смотрится, конечно, не менее достойно, чем днём, но вот в фонари ИМХО зря поставили лампы дневного света – с золотистыми натриевыми лампами смотрелось бы лучше.


До нашего времени дошло несколько портретов Гаскойна, но них он, как правило, уже пожилой человек. А скульптор изобразил Чарльза в расцвете сил, когда он только прибыл в Петрозаводск.


А рельефы, так, пожалуй, при свете фонарей смотрятся даже лучше, чем днём.


Плохо только, что к 16 числу листва на соседних деревьях совсем облетела, а убирают её тут, видимо, не очень часто.


Ну а так памятник просто отличный. Ещё один пункт остановки для экскурсоводов, ведущих экскурсии по Петрозаводску.

2 комментария:

  1. Здравствуй, Сергей.
    Очень красивый памятник.
    Согласна, надо продумывать не только сам памятник, но и освещение.
    Спасибо за такой подробный исторический экскурс.
    Очень интересно.
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина.
      Спасибо. Пожалуйста.
      Наслаждайтесь )

      Удалить