воскресенье, 2 апреля 2017 г.

Последнее хало-хало

Хало-хало – это популярный филиппинский десерт. Его основа – измельчённый в шугу лёд с концентрированным молоком (часто подслащённым), к которому уже добавляются разные добавки: кусочки желе разных цветов, злаковые хлопья, ломтики бананов, отваренная с сахаром фасоль (да, на Филиппинах фасоль входит в состав десертов), ломтик сладкого сливочного сыра, пюре из пурпурного ямса или шарик ямсового (по первости я принял его за черничное из за цвета) мороженого, отварное саго. Иногда часть ингредиентов находится под ледяной шугой, иногда – всё сверху, как на фотографии.


Хало-хало подаётся как в ресторанах, так и в заведениях фаст-фуда, и даже в уличных ларьках. Сколько я их там съел, уже и сосчитать затрудняюсь. Иногда не по одному в день. Немудрено, что именно хало-хало стало неким символом моих впечатлений о Филиппинах, а заодно тем, чего мне уже начинает с Филиппин не хватать, посему я и назвал завершающий поездку пост именно так.


Для начала, надо исходить из того, что Филиппины – бедная страна, вроде Бирмы или Боливии. Либеральные стереотипы любят объяснять такое положение дел «тоталитаризмом», но тут то как раз страна всю дорогу была весьма либеральная и даже проамериканская. Режим «диктатора» Маркоса закончился уже тридцать лет назад, раньше военной диктатуры в Южной Корее, например. А сейчас все Филиппины заклеены объявлениями о работе в Корее. От бедности – существенная инфраструктурная неустроенность. И состояние городов, и жильё, и транспорт оставляют желать лучшего. Неподготовленному гостю, привыкшему к чистеньким кукольным европам, будет неуютно. Мне же, как привыкшему к разным жопам мира, было вполне ничего. Дальше начинаешь обнаруживать уже приятные моменты: зелёные рисовые террасы, лазурное море, горные водопады и пальмы с махровыми главами. Совершенно низкий уровень цен. Гостиницы за пять долларов, конечно, ужасны, но за пять долларов. Такого я не помню, ни в Бирме, ни в Боливии. Уличной еды немного, но совершенно недороги рестораны. И великолепный самобытный фаст-фуд. Кроме вездесущих «Макдоналдсов» и KFC, тут есть, к примеру, сеть Chowking, специализирующаяся на китайской кухне, где можно поесть баоцзы или супчика с вонтонами. Или местная курино-рисовая сеть Mang Inasal. Ничем не хуже KFC, а даже намного лучше. Недорог и общественный транспорт, хотя его состояние и оставляет желать лучшего. В итоге практически всю поездку расходы у меня получались не выше расчетного, а намного ниже.

Ну и, конечно, надо отметить золотой филиппинский народ, оставивший самые приятные впечатления. Я, конечно, не беру в расчет манильских таксистов, хотя при отъезде мне таки попался честный таксист, который довёз меня в аэропорт за 90 песо.


Надо отметить, что Филиппины, всё же, не совсем азиатская страна. Католические (да и других сект) церкви сразу настраивают на необычный лад. Не знаю, как у них с концепцией «потери лица», столь популярной в Китае или Таиланде. Двадцать с лишком официальных языков также напоминают о Боливии. Рис, который в этой части планеты служит основой любой трапезы, довольно широко едят и в Латинской Америке. Да и поля террасами, пусть и не рисовые, я в Андах видел. Подумав, я насчитал три приметы, которые указывают, что мы всё же в Азии. Во-первых, это бетель, который тут жуют очень даже активно, из-за чего у всех пейзанских мужиков поголовно красные зубы, а асфальт в городах заплёван красными кляксами. Во-вторых, это столовые приборы, состоящие из ложки и вилки. Ложку в правую руку, вилку – в левую, нагребаешь вилкой в ложку, и ешь. Модель та же, что и в Таиланде, и в Бирме. Ну и в третьих, типично азиатский местный транспорт. В Боливии тоже, конечно, есть всякие извращения типа «труфи» или «коллективо», но вот филиппинские «джипни» (старые джипы с удлинённым кузовом, в который поставлен две продольные скамьи для пассажиров) больше нпоминают тайские «сонгтхэо». «Сонгтхэо» в тайском, кстати, и значит «две скамьи». Туда же мотоциклетные «трайсиклы», являющиеся прямыми аналогами тайских и камбоджийских тук-туков.

Тут, впрочем, надо сделать одну оговорку. Мои высказанные ощущения от Филиппин не относятся к Маниле. Жаров высказался о ней довольно категорично: Город из кинофильмов о последствиях ядерной войны, Манила может нехорошо впечатлить после прибытия что с китайской, что с южно-азиатской стороны. Редкостной помойкой ее не назвать, потому что помойка ярко грязна, Манила же замызгана ровно. Я, конечно, не столь категоричен (на второй день даже начал обнаруживать, что местами, вроде океанариума, оно совсем даже ничего), но признаю, что все недостатки Филиппин, как бедной страны, тут собраны и усилены на пятачке. Если в бразильских городах трущобы собраны в отдельные районы, куда просто лучше не ходить, то в Маниле трущобы запросто могут лепиться прямо под стенами небаскрёбов. Грязь, нищие на тротуарах, стойкий запах мочи (ссать прямо на обочине, повернувшись к стенке, на Филиппинах вообще в порядке вещей, но тут это заметней всего), бродячие собаки. Говорят, ещё и карманников хватает.


При этом отсутствие дешёвых гостиниц. Если в горах я нигде не платил больше пяти долларов за номер, то тут никак не получалось меньше 25. В первой гостинице при брони за 25 долларов по азиатскому обычаю мне «не смогли» учесть стоимость местных налогов ещё на песо триста. Нет, это было указано в брони маленькими буковками, но на брони была написана одна цена, а платил я другую. Правда, на стойке там цена вообще под 40 баксов. То же относится и к гостишке на обратном пути, где с меня при брони на одну сумму, взяли ещё 10 баксов сверху за ранний заезд. Не нравится – гуляй до двух часов дня, когда заезд официально. Оно всё понятно, но как-то неприятно. В итоге в Маниле лучше долго не торчать. Одна ночёвка и адью!

Несмотря на всю краткость, поездка оказалась плодотворной на рекорды. Во-первых, я сдвинул самую восточную точку своего пребывания. Теперь она расположена где-то в Лусонских Кордильерах по пути из Манилы в Банауэ. К концу года надо уточнить. Во-вторых. Лусон стал самым большим островом, на котором я побывал. Как-то незаметно я понял, что, пожалуй, до сего момента я не бывал на островах больше Большого Клименецкого, который около 25 километров в длину  А вот хрен: Сааремаа, Ко Чанг, и даже остров Муху больше. Как я про них забыл? (прим. Пап.). Ну а Лусон – семнадцатый остров мира по площади. Ну и в третьих, забавный прошлогодний рекорд с семью ночёвками подряд в разных местах тоже оказался побит. На сей раз, заезжая на Филипппины, я ночевал в девяти разных точках от Петрозаводска до горной деревушки Батад. А выезжая, повторил прошлогоднее достижение.

Впрочем, с моей точки зрения, Филиппины с их раздробленностью и дешевизной – вообще идеальное место для коротких вылазок на пару недель. И планы подобных вылазок уже созревают, так что, возможно, следующая поездка на Филиппины уже не за горами.

А пока же я начал готовить следующую поездку. Не на Филиппины. Но всё может быть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий