пятница, 30 сентября 2016 г.

Мандалай монументальный

Мандалайский холм расположен прямо у северо-восточного угла квадрата, образованного рвом вокруг мандалайского  «кремля». На плоской, словно блин, равнине Мандалая он смотрится довольно странно. Немудрено, что такая возвышенность получила славу священного места. А раз так, стоит этот холм покорить.


Прямо у означенного угла, чуть дальше находятся аж два входа на холм, один в метрах двухстах от другого. Я пошёл с западного, расположенного на задворках храма Чаутоджи. Надо сказать, чтобы его найти, пришлось повертеться. Но нашёл.



Дальше начался утомительный подъём на 1729 ступенек по крытой галерее. Прежде, чем доходим до первой достопримечательности, юго-западная галерея встречается с юго-восточной (по ней я пошёл назад), и они, уже вместе, направляются строго на север. Наконец та самая первая достопримечательность – огромная статуя стоящего Будды. Вокруг форменная торговая точка, но также есть площадки со скамеечками и видами на окрестности. Впрочем, сразу снимать виды кидаться не стоит: дальше будет вид и получше, а вот передохнуть тут стоит.


Подниматься, конечно, тут довольно стрёмно, особенно когда не знаешь, чем твой путь должен закончиться. В конце концов выходишь на какой-то полузаброшенный ангар, где не то сушится не то продаётся текстиль, а на заднем плане можно видеть очередной алтарь со статуями Будды. Всё, пришёл? Не-ет. Слева (а возможно, и справа) от алтаря есть ещё дорожки, которые приведут к очередной лестнице.


По ней уже довольно быстро поднимаемся на вообще уж типичную барахолку. Тогда я ещё не очень привык, к тому, что буддистские святыни должны выглядеть, как барахолка, поэтому оно несколько смущало. Повертевшись на этой барахолке, наконец нахожу ещё лестницу, и поднимаюсь вверх, к площадке с золочёными пагодами.


И странными скульптурами демонов в кладбищенских оградках.


А главное – к смотровым площадкам с видом на Мандалай. Виды, правда, не очень богатые: при взгляде на юго-запад, весь передний план занимают северные предместья Мандалая, а сразу за ними -квадрат зелени два на два километра, местный «кремль». И только за ними виден центр города.


При более  сильном увеличении можно рассмотреть надвратную башню дворца, смотровую башню и несколько крыш дворцового комплекса.


Ну а дальше к северу – пригород, за которым видна широкая река Иравади и горы за ней.


В целом, кроме панорам Мандалайской равнины, тут смотреть особо нечего. Кстати, на вершине холма, по идее, за фотографирование надо платить, но я избежал этой участи, поскольку поднялся пешком. Иностранцы, в основном, въезжают на холм по лифту с восточной стороны, и на выходе из лифта с них, видимо, и собирают бабки. Правда, Будда меня в итоге за это наказал: при спуске я чуть не потерял фотоаппарат, который забыл на лавочке. Пришлось, запыхаясь, бежать наверх. И представляете, никто не взял.

На спуске по юго-восточной лестнице я прошёл ещё одно сооружение под названием павильон Швеятто Будда.


Снаружи выглядит ничего, даже с неоновой рекламой. Внутри, пожалуй тоже было бы ничего. Колонны с росписью. Но всё какое-то странно неухоженное. Да ещё и куры бродят.


Похоже, здесь кто-то живёт. И это не монахи.


Но главное, отсюда открывается отличный вид на ещё несколько достопримечательностей. Во-первых, это пирамидообразный храм Атумаши Чьянг.


Но в нём я не был, зато посетил другую достопримечательность. Разыскивая стихотворение Киплинга «По дороге в Мандалай», я нашёл его перевод от Валерия Луккарева, начинающийся словами «Там, где пагода в Мулмейне смотрит сонно на залив...» А после «Мулмейна» - сносочка. «Пагода Кутхода (Kuthodaw), известная как самая большая в мире книга- здесь на 729-ти мраморных плитах написана вся Трипиката (Буддисткая Библия)». Не знаю, чем вызвана ошибка в названии Трипитаки, священной книги буддистов, но главное не это. Бедняга Луккарев, к сожалению, не знал, что к Мулмейну, как тогда назывался Моламьяйн, пагода Кутодо (или Куто-до) не имеет никакого отношения. Вот она, тут, в Мандалае. Ни в какой залив не смотрит.


Сама пагода находится чуть к востоку от юго-восточного входа на Мандалайский холм. Проходим старинными (чуть не написал, древними) воротами с замечательной резьбой.


Центральная пагода Кутодо не особо велика и сильного впечатление не производит.


Правильно. Потому что главное тут – не она.


Главное – 729 небольших пагодок, выстроившихся рядами вокруг.


К полудню (а я как раз был там в районе полудня) солнце нещадно раскаляет каменные плиты вокруг, и ходить босиком (а тут, как во всех буддистских святынях Бирмы, приходится ходить босиком) становится сложновато.


Ну а в пагодках можно видеть само сокровище: мраморные доски, на которых с обеих сторон высечены священные тексты всех пятнадцати книг Трипитаки.


Иногда пагоду Куто-До называют самой большой в мире книгой. Но это не совсем так, ибо рядом есть пример и побольше.


Пагода Сандамуни, которую видно прямо от входа на Мандалайский холм.


Тут башенок, а соответственно, и мраморных табличек уже 1779. Это комментарии к священному тексту Трипитаки.


Посажены они так близко, что между ними проблематично и пролезть то.


Да и таблички исписаны, как будто ещё гуще. Когда король Миндон созывал в Мандалае Будистский конвент, он привлёк к чтению письмён нон-стоп вслух 2400 монахов. Чтение заняло примерно шесть месяцев.


В целом, Мандалай мне, как я уже писал, не шибко понравился.  И я бы с удовольствием сюда больше не приезжал. Тем более, вроде как, смотреть тут особо нечего. Но закавыка в том, что немалая часть аттракционов расположена в окрестностях Мандалая. Это, как минимум, три бывшие столицы: Амарапура, Ава и Сикайн со старинными храмами, рунами дворцов и самым большим в мире тиковым мостом У-Беин. Это Мингун с развалинами пагоды, которая должна была стать самой большой в мире. Всё это прошло мимо меня. В общем, вероятно, придётся заехать сюда ещё. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий