среда, 8 мая 2024 г.

Узбекистанское заключительное

Спустя почти девять дней после возвращения из Узбекистана можно попробовать  подвести итоги.

Главный итог - хорошо! Страна вообще, конечно, не самая богатая, но и особой бедности тут нет. В туристических центрах вообще всё чистенько, аккуратненько, и довольно дёшево. Для туристов, конечно, подороже, но это общемировая практика, и тут ничего поделать нельзя. Но и за пределами, в принципе, всё в порядке, хотя и не без своих нюансов. С одной стороны, это, конечно, мусульманская страна, поэтому в обществе есть ряд ограничений, и не только касательно алкоголя. Но тут ситуация неоднозначная: с одной стороны, в рамках провозглашённого постсоветского «усиления коренизации» тут понастроили мечетей, но, с другой, нынешние авторитеты большего всего боятся радикального исламизма (талибский Эмират Афганистан, если что, тут рядом, за речкой, можно сказать), так что за религиозными перегибами строго следят. Девушки в головных платках встречаются регулярно (как и аксакалы в белых шапочках хаджи, совершившего паломничество в Мекку), но не доминируют. 


Женщины в национальной одежде (туникообразное пёстрое платье и шаровары из такой же материи) тоже встречаются, даже чаще, чем в предписаных нормами шариата. У мужиков национальный элемент костюма, как правило, сводится только к тюбетейке.

Языковых проблем нет. Важный момент – в Узбекистан можно ехать с русским языком и с российскими рублями. С языком в стране, на самом деле порядок (возможно, сделаю отдельный пост про это). Из встреченных мной хуже всего владела им городская молодёжь с высшим образованием. Вот не был в кишлаках, возможно у них с этим делом хуже, но потенциальному туристу навряд ли придётся ездить по кишлакам.

Рублями, как долларами, в Узбекистане платить нельзя, но особых проблем с обменом рублей там нет. Во-первых, их можно спокойно менять на сумы у менял на базарах, но это не совсем легально. В банках легально, но тут надо знать, что в большинстве из них курс не самый хороший: при официальном курсе в 135 сумов за рубль в большинстве банков дают всего 100 сумов. Есть три банка, где курс приближённый к рыночному, то есть курсу на базарах: ИнФинбанк, где менял деньги я, Капитал-банк и Азия Альянс-банк. На базаре за рубль давали 130 сумов, в ИнФинбанке – 129. При оплате товаров и услуг юаневой карточкой РСХБ курс получался примерно 131 сум. Разница небольшая. Ради интереса посмотрел, какой бы курс был, если бы я поехал с наличными долларами. Получилось примерно 133 сума за рубль. 

А вот со снятием денег с юаневой карточки в банкомате оказалось не так кучеряво. И не по вине узбеков – узбекский банк снял с меня комиссию в 1,5%, то есть 15000 сумов с миллиона снятой налички, примерно 115 рублей. А вот наш же РСХБ, которому карточка принадлежит, снял за эту операцию ажно 50 юаней, то есть, 650 рублей. При таком раскладе курс получается примерно 119 сумов за рубль.


Типичная для развивающихся стран государственная полицейскость также имеется, но весьма существенно ослабла при нынешнем президенте. Никаких ужасов, описанных двенадцать лет назад Русаковичем в его путеводителе, с которым я ездил, уже нет в помине. Исчезло обязательное декларирование всей ввозимой наличной валюты, а обязательную регистрацию владельцы гостиниц делают через интернет, так что многие посетившие Узбекистан сейчас, об её необходимости даже и не догадываются. И в метро в Ташкенте теперь можно свободно фотографировать. С фотографированием я вообще не встречал никаких проблем.

Агрессивного отрицания советского периода, культивируемого в Прибалтике и на Украине, тут не практикуется. Народ, в основном, ничего против этого периода не имеет. Конечно, ряд улиц и станций метро в городе переименовали, но, например, станцию «Сабир Рахимов», названную в честь генерала красной армии, героя Советского Союза, хотя и переименовали в «Олмазор», но так и называют в народе в честь военного. Сходная история, как мне говорили, и с Комсомольским парком, который переименовали в «Национальный имени Алишера Навои».

Народ вообще добродушен, доброжелателен и любознателен. Открытость тут существенно сильнее, чем у европейцев, и часто граничит с натуральным простодушием, но это тоже оставляет только светлые воспоминания. Желание поживиться за счёт иностранного лоха иногда встречается, но не чаще, а я бы сказал, гораздо реже среднемирового.

Отдельный пунктик – местная еда. Вот на Шри-Ланке мне еда не понравилась, а тут , конечно, ещё плюс много баллов в рейтинг. Кухня довольно богатая, как мясная, так и вегетарианская. Плов, манты, лагман, бараки (вареники), шурпа, шашлыки и люля-кебабы, заканчиваемые традиционным чайником чая. Лично для меня очень приятный набор приправ. Я вообще обожаю зиру, а узбеки кладут её практически во все мясные блюда и даже в чай. Немудрено, что из Узбекистана я навёз пакетиков зиры, зааминской и самаркандской чёрной.

Пара слов за транспорт. Тут, вроед бы всё чик-пок, новенькие автовокзалы, ещё более новенькие вокзалы железнодорожные, скоростные испанские поезда... Но беда в том, что это всё касается, в основном, главной туристической оси Ташкент-Самарканд-Бухара. В Хиву уже добираться труднее. А шаг в сторону - например, в Шахрисабз, там уже могут быть и проблемы с проездом. А нетуристическая глушь вполне может иметь сообщение в духе России нулевых. Ну и надо учитывать, что билеты на те же испанские скоростные поезда раскупают ну очень быстро.

Обзор мест я опять проведу в хронологическом порядке, и не потому, что у меня не осталось сильных ощущений, напротив, ощущения довольно яркие, и даже есть свой фаворит.

Хива. У Хивы(во всяком случае, её исторической части) главный козырь – атмосферность. Для меня это один из важнейших показателей. Кроме красивых пейзаже и архитектуры, исторических и природных достопримечательностей для меня важен сам дух места. Одно из самых моих любимых развлечений – это просто сидеть вечером на лавочке и впитывать в себя местный дух. В Хиве с этим полных порядок. Тут дух места настолько густ, что его можно намазывать на лепёшку и есть. И это дух восточной сказки, чего-то из «Тысячи и одной ночи». Духа древности тут совсем нет, та Хива, которую мы видим, была построена только в XIX-XX веке, но вот восточной экзотики хоть отбавляй. Всё это ещё вымытое и выкрашенное.  Отсюда и атмосфера диснеевских фильмов про Аладдина. Кроме того, свою роль сыграло то, что Хиву я посетил первой из узбекских мест назначения. Вот я только что мёрз в Москве, вот я невыспавшийся чуть согрелся в транзитном Ургенче, а вот, вуаля! Я в восточной сказке, как она есть.

Бухара. Вот Бухара мне, пожалуй, понравилась больше всего. Это тоже восточный город, и весьма древний (самое старое сооружение, которое я видел, относится к Х-ХI века), но при этом живой и живущей своей странной жизнью. Переулки старого города застроены совсем не старыми, хотя и небольшими, домами, но они столь же узки и переплетаются немыслимым образом, как узоры на ковре. Не последнюю роль сыграла и гостиница, в которой я останавливался, была в традиционном бухарском доме со внутренним двориком. Хозяева жили тут же, и кормили меня замечательным домашним завтраком: то горячей самсой с картошкой, то тухум-бараком, а то омлетом с овощами. Если я приходил поздно, входная дверь с улицы была уже заперта, но я знал, что открыта калитка с переулка, возле которой спит хозяин. Ну, в общем, всё, чтобы почувствовать себя дома. Ещё плюс Бухары – более низкие, по сравнению с другими городами, цены. Узбеки, правда от Бухары не в таком восторге, жарко там. Ну, догадываюсь, что там творится в июле-августе. Но в апреле там самый смак.


Но не намного меньше мне приглянулся и Самарканд. Это вообще что-то удивительное, каким-то образом одновременно существующее и в прошлом, и в настоящем и в будущем. От прошлого там остались грандиозные памятники архитектуры: ансамбль Регистанской площади, Биби-Ханым, мавзолеи Шахи-Зинда. От будущего – сам дух города с его широкими зелёными улицами, среди которых немало пешеходных. А настоящее в том, что всё это настоящее, и это можно увидеть, потрогать и попробовать на вкус.

Кстати, о попробовать на вкус. Даже если у страны нет особых недостатков, бывают какие-то неприятные мелочи. В Узбекистане, например, таковой было то, что в нём чаевые в ресторанах сразу включались в счёт. Как правило, десять процентов, иногда пять, в гламурных местах – пятнадцать или даже восемнадцать. Самарканд был единственным городом, где мне не включали чаевые в счёт совсем. При этом сама стоимость ужина никогда не превышала 40 тысяч сумов (около 300 рублей). В первом случае чайханщик даже наотрез отказался брать предложенные чаевые, ещё в одном официантка их взяла, но сделала лицо из серии «Ну это-то зачем?» Случайность, конечно, но вот со мной эта случайность случилась.

Шахрисабз. Вот про него особенно ничего сказать не могу, я пробыл там всего сутки, и очень устал, а самые яркие впечатления были вызваны не городом, и проходившим там туристическим фестивалем стран ОЭС. В принципе, достопримечательности Шахрисабза как раз можно осмотреть за сутки, а дольше там сидеть особо нечего. Особенно с учётом логистических сложностей, которые я поминал в путевых заметках.

Наконец, Ташкент. Парадокс: большие города я не люблю. Но Ташкент, даже с его тремя миллионами населения, не вызывал никаких ощущений большого города. Феноменально зелёный (там сплошные бульвары, скверы и парки), почти без стремящихся кверху строений и главное, больших толп. На это обратил внимание не только я, но и группа казахских туристов, которую я догнал у дворца князя Романова: «Это у вас центр столицы? А где же все? Где люди вообще?» Тихо, зелено, уютно. Вместе с этим, Ташкент (по крайней мере, его центр) ощутимо более космополитичен, его узбекскость выражена довольно слабо.

И не могу тут не вспомнить, как разговорился с местным аксакалом в метро. Я заметил, что в центре народу на улицах мало, а вот в метро его почему-то довольно много. «А», сказал интеллигентный аксакал в очёчках: «Да тут у нас года три назад отменили прописку. Потом понаехали эти из кишлаков». Меня прикололо даже не то, как на “этих из кишлаков» жалуются  cейчас и у нас, а воспоминание, как в моём детстве, ещё до узбеков и таджиков, принято было жаловаться на этих, приехавших в Москву по лимиту. История повторяется, и потомки узбеков будут жаловаться уже на этих, например, из Афганистана.

В общем, Узбекистан – это дёшево и сердито. Если хотите недорогой экзотики, смело покупайте билет и езжайте. И я бы сам с удовольствием поехал туда ещё уже на следующий год, но в мире ещё столько много замечательных мест, которые тоже хочется посетить.


Комментариев нет:

Отправить комментарий