четверг, 24 марта 2022 г.

Мариана, дубль два

Колониальные городки Минаса, хоть и очень похожи своими пряничными домиками, расставленными по склонам, но каждый из них всё же имеет своё лицо, и у каждого имеется что-то особенное. Наш сегодняшний герой – городок Мариана, расположенный в 75 километрах (115, если мерить по дороге) к юго-востоку от Белу Оризонти. Этот тоже совершенно особенный город. Как и его собратья, Мариана была основана во времена золотой лихорадки в Минас Жерайс. И именно она и была первым местом, откуда эта самая лихорадка и началась. Бандерйанте из Таубате начали активно шуршать по территории нынешнего Минаса уже в конце XVII века, хотя изначальным объектом их вылазок были поселения индейцев, которых колонизаторы использовали в качестве рабов. Впрочем, про эту задачу довольно скоро забыли, когда в речке Риу ду Карму охотниками за головами был найдено золото. Первый лагерь золотоискателей под названием Арраял Рибейран ду Карму был разбит именно тут в 1696 году. В 1711 году бывшему лагерю был присвоен статус деревни под именем Вила ду Рибейран де Носса Сеньора ду Карму, уже через год сократившимся до Вила Реал ду Карму, и это была первая деревня на территории нынешнего Минаса и местный административный центр. Так что в 1720 году Вила Реал стала центром новообразованного капитанства Минас Жерайс. А в 1745 году она же, первой в землях Минаса получила статус города и имя Мариана, в честь Марии Анны Австрийской, супруги упоминавшегося здесь португальского короля Жуана V и матери короля Жозе I. Таким образом, Мариана была и остаётся первой деревней в Минас Жерайс, первым городом и первой столицей штата. Можно сказать, отсюда и начался Минас, каким я его знаю.


Со столичным статусом Мариана, правда, довольно быстро рассталась (про это будет скоро), а золотые прииски, в основном исчерпались к XIX веку, хотя добыча золота тут существует до сих пор, в том числе и видных прямо в городе формах, ну да про это ниже. Но Мариана до сих пор важный горнодобывающий центр, добыча полезных ископаемых составляет свыше 80% её валового продукта. Хотя на смену золоту пришла железная руда – Мариана входит в регион так называемого «железного четырёхугольника», обеспечивающего около 60% добычи железных руд в Бразилии. Железо из Марианы идёт не только на бразильскую металлургию, но и на экспорт. По показателям ВПП на душу населения Мариана занимает пятое место в Минасе и двадцать пятое место в Бразилии. Текущее население муниципии – около 60 тысяч человек, впрочем, население довольно обширно раскидано по районам и шахтным выселкам, как это и бывает в горнопромышленных городах. Мариана - это также и университетский центр, тут находятся два института социальных и гуманитарных наук, относящихся к Федеральному университету Ору Прету. Развивается и туризм, хотя надо сказать, тут Мариана также в значительной степени подчинена Ору Прету, ну да что поделать, Ору Прету – это объект слишком большого масштаба, и про него мы поговорим позже.

Десять лет назад я здесь уже был, заезжал на денёк из Ору Прету, но этого явно было недостаточно. Отсюда и резкое желание посетить Мариану ещё, и на сей раз, даже в ней переночевать. Десять лет назад я вошёл в Мариану пешком, поскольку сперва посетил золотую шахту в Пасажен ди Мариана , Въезд, надо сказать, не особо изменился – всё это я видел и в прошлый раз.


За одним исключением – справа от дороги теперь находится новый автовокзал. Раньше там был просто поросший кустарником холм. А теперь вот я сюда приехал автобусом из Белу Оризонти, хотя и с изрядным опозданием.


От автовокзала до исторического центра уходит на север прямая улица. Метрах в двухстах на ней гостиница, где я останавливался, ну а если пойти ещё дальше, то идти надо примерно полтора километра, пока не уткнёшься в пересекающий дорогу каменный мост. Булыжная мостовая, взбегающая на него, намекает, что мы у цели.


Улица, которая идёт с моста направо называется по традиции Руа Дирейта, то есть Прямая. Как правило, улицы с таким названием имеются во всех исторических городах Минаса.


Пряничные домики (многие с XVIII века), балкончики украшенные цветами (в этот раз почему-то было очень много пластиковых подсолнухов), лавочки с вывесками на первых этажах и даже туристический информационный центр.


Историческое ядро Марианы составляют три площади, расположенный в сотне-другой метров друг от друга. Первая из них, на которую мы выходим по Руа Дирейта, называется Праса Клудиу Мануэл, но в городе больше известна, как Праса ди Се, то есть, Соборная площадь. А вот и сам собор Носса Сеньора ди Асунсьон или просто Се де Мариана. Не особо впечатляет в архитектурном плане, но это одна из самых старых церквей города, заложенная в 1711 году. И самая главная. Здесь установлен немецкий орган XVIII века, дар португальской короны колонии.


Перед собором на площади – фонтанчик-шафарис вроде тех, которые мы видели в прочих городах. А вообще площадь в те дни была занята огромным жёлтым шатром, в котором работала рождественская ярмарка.


На главной площади, как водится, открыты отделения банков (вот тут банк Итау), а в него, как в Серру стоит очередь. Да, город тоже живёт своей жизнью, не обращая внимания на туристов.


Ну а ещё в соседнем доме работает офис Папа Ноэля, но в него пока очереди нет. До рождества ещё три недели.


Рядом с собором на улице Фрей Дурон находятся несколько красивых домов, в частности, Каса Капитулар, где теперь находится музей священного искусства.


Не хуже и дома напротив. Явно более новый розовый дом справа – это местный кинотеатр. Уж не знаю, используется ли он по назначению, и вообще что там внутри, но снаружи он вполне.


Вот мы вышли на вторую местную площадь, называемую Праса Гомес Фрейе, но в городе известную просто как «Жардин», то есть сад. Сад тут есть до сих пор, и хорошо мне запомнился с прошлого раза. По сравнению с десятилетней давностью его недавно на славу отремонтировали, положили новую плитку, сделали модные навесы из разноцветных платков и зонтов и организовали декоративное озеленение. Хотя какую-то частичку своего шарма Жардин при этом и потерял.


Существенно изменился и фонтан на площади, правда, когда я был, он находился на чистке. Но зато я увидел его работу с подсветкой вечером, и это да, действительно, выглядело неплохо.


Гугловские карты уверяют, что здание принадлежит местному футбольному клубу. Но я его снимал как просто образчик колониального дома. Весь второй этаж занимает один огромный зал, который с площади просматривается насквозь, но как я уже видел, такое в подобных домах бывает довольно часто.


Ещё пара романтических домиков с сувенирной лавкой и пафосным рестораном.


Там, где улица начинает резко карабкаться в гору, стоит ещё один шафарис.


Поднявшись по склону наверх, мы оказываемся на третьей из главных площадей Марианы, которая называется Праса Минас Жерайс. Он не самая старая в города (Праса ди Се, конечно, старше), но она была заложена именно тогда, когда Мариана обрела статус города, и сейчас является её архитектурным символом. В глаза сразу бросаются две красивые, почти как в Ору Прету, старые церкви. Левая – Сан Франсиску ди Ассис, 1763 года, ныне закрыта на реставрацию. Правая – Носса Сеньора ду Карму 1784 года.


Ну а между ними виден пелуринью, позорный столб. Увенчанный глобусом и короной, несущий символы правосудия – весы и карающую десницу с мечом. Ниже можно видеть кандалы для приковывания провинившихся.


К сожалению, оригинальный пелуринью можно увидеть только на старых фото. Этот снесли в 1871 году, ещё до отмены рабства в Бразилии. А восстановили в 1980 году, в рамках реставрации исторического города.


Тюрьма то, как водится, была прямо рядом, в здании городской мэрии, на первом этаже. А стоит оно прямо через дорогу. Сейчас, правда, тоже на реконструкции, так что зайти в него нельзя.


Куда бы нам пойти? Ну, на Праса Гомис Фрейя и у музея священного искусства мы уже были. 


Пойдём вверх по склону, вдоль улицы Дом Силвериу.


Колежиу Провиденсиа, католическое училище. Роль административного центра Минаса Мариана больше не играет, а вот роль религиозного центра продолжает исполнять.


Гостиница тоже под названием Провиденсия. Возможно, связано с училищем. Уж шибко цветовая гамма схожа.


Часовня Носса Сеньора ди Анжус. Это её мы видели снизу.


Поднимаемся всё выше, тут дома уже более новые, хотя и не менее экзотические.


Вот в этом доме жил какой-то не то композитор, не то художник, о чём говорят мемориальные плашки на его стене. А может, и тот, и другой.


Довольно колитный домик, опять в сине-белой гамме, выстроенный, судя по буквам CMM в 1900 году. А рядом ещё один шафарис.


Оригинальный. Не то драконы, не то львы, не то змеи. Но фаллические ассоциации вызывают.


Подъём оправдывает усилия. В конце концов мы оказываемся над площади перед церковью Сан Педру дус Клеригус, с которой открывается отличная панорама центра города.


Вид в направлении площади Минас Жерайс.


А это в направлении Жардина. Вон он, собственно, виден как на ладони.


Здесь на переднем плане мы видим уже знакомую часовню Носса Сеньора ди Анжус. Но за ней вдалеке видна на склоне ещё одна церковь, которую я раньше не видел. Ну-ка, ну-ка, надо будет туда сходить.


Ну и сама церковь Святого Петра. Совершенно отлична от того, что мне приходилось видеть в Минасе. Во-первых, это первая попавшаяся мне тут церковь, посвящённая Святому Петру. Во-вторых, у неё весьма необычные массивные формы. Как оказалось, церковь начал строиться ажно в 1731 году и фактически не достроена до наших дней. В XIX веке стройка была заброшена, возобновили строительство уже в начале XX века. Башни пристроили в 1920-х. Внутреннее убранство не завершено до сих пор. Тем не менее, это такой же символ города, как ансамбль пощади Минас Жерайс.


Долго я думал, чем Мариана мне так напоминает чешские городки. Вот есть в ней что-то такое неуловимое, характерное для Богемии. Причём ассоциация у меня возникла ещё до того, как я узнал, что город назван в честь австриячки Марии Анны. Разглядывая фото, наделанные в прошлом году, я, кажется, понял, в чём дело. Ощущение создаёт именно церковь Святого Петра, нависающая над городом. Ей квадратные массивные формы и неоштукатуренные стены не похожи на церковь, зато очень смахивают на замки, как правило, доминирующие в ландшафтах старинных чешских городков. Кафка же!


Маленький ресторанчик с приветливым поваром в красном колпаке. Жалко, для обеда было ещё очень рано, а когда обеденное время подошло, я про этот ресторан не вспомнил. Ну ничего, пообедал по соседству со своей гостиницей.


Под горой.


Семинария Марианы – кстати, первое учебное заведение в Минас Жерайсе, основанное в 1750 году. Это, правда, новое здание – в старом сейчас располагается Институт гуманитарных и социальных наук Федерального университета Ору Прету.


Отправляясь смотреть на примеченную накануне церковь, я почти нечаянно пошёл переулками, выведшими меня вот к этому деревянному мосту. Оказалось, это тоже местная достопримечательность, так называемый мост Пончи ди Табуа. Построен он тут был ажно в 1713 году, естественно, несколько раз перекладывался, но в целом, стоит на своём месте, как стоял.


А пересекая реку, ту самую Риу ду Карму, я увидел ещё одно зрелище почти прямо под мостом. Мать моя женщина, он же тут золото моет! Вот уж не ожидаешь увидеть этот промысел прямо в городской черте в начале XXI века. Однако ж, если моет, золото тут до сих пор есть. Не знаю вот, насколько много.


Закарабкиваемся наверх по крутой улочке. Вот она, эта церковь, Носса Сеньора ду Розариу дус Претус. Как нетрудно понять из названия, это была церковь для негров.


Рядом с церковью в садике стоит вот такая скульптура, видимо из дерева. Не знаю, кто это, но белки глаз опять наводят на мысль о неграх.


Впрочем, тут вообще много странных скульптур. Вот, к примеру, прямо на обочине стоят два стеатитовых льва. Что они тут делают? Как они тут оказались?


На площади перед церковью могла бы быть отличная смотровая площадка, но сейчас все бровки застроены частными домами. Из них, наверное, открывается неплохой вид на центр города, а нам остаётся только посмотреть над забором на Сан Педру где-то там, внизу.


Спускаемся вниз по той же самой улочке.


Внизу попадаем практически прямо к железнодорожному вокзалу. Транспортной роли местная железная дорога уже давно не играет. Но используется в качестве туристического аттракциона – паровоз, так называемая «Мария Фумаса», с несколькими вагончиками бегает между Марианой и Ору Прету на потеху туристам. Здание вокзала тоже довольно симпатичное. Увы здание было в строительных лесах – тут тоже проводится реконструкция.


Напротив вокзала стоит современное стеклобетонное здание, которое я сперва принял за новую мэрию, но это местный конгресс-центр. А перед ним туристические буквы, типа тех, которые ставят во многих городах, в том числе, и российских.


Можно бы было это фото не приводить, но это чистая правда. Я и впрямь люблю Мариану с её площадями, позорным столбом и паровозами. Невзирая на то, что есть другие города, и даже не менее интересные.

Продолжение следует.

2 комментария:

  1. Здравствуй, Сергей!
    Спасибо за виртуальную прогулку по Мариане.
    Когда только прочитала название поста, почему то подумалось, что бужет что-то связанное с рабыней))
    Снова удивилась, как за один день можно столько пройти.
    Если по километражу- это сколько примерно будет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина.
      А это, наверное, с вами память шутки играет. После "Рабыни Изауры" показывали "Богатые тоже плачут", так там главную героиню звали Мариана. Только не она не рабыня была, и вообще не бразильянка)))
      Да вообще-то не так много тут находил. Померил по космоснимку - где-то девять километров вышло. Это не так много. Правда, была потом ещё вечерняя прогулка, но про неё в следующий раз.

      Удалить