суббота, 20 июля 2019 г.

Спас-Нередицы и Рюриково городище

Ну что ж, разделавшись к середине июля с майским Калининградом, я переключаюсь на июньский Новгород. Как знали бы мои постоянные читатели, если бы таковые имелись, это моя вторая вылазка в этот замечательный город. И если в прошлый раз я зацепил всё сладкое в лице новгородского Детинца, Ярославова дворища и окрестностей Юрьева монастыря, на этот раз я проходился по оставшимся достопримечательностям. Целью номер один, конечно, было Рюриково городище, которое в прошлый раз я только созерцал через реку от Юрьева монастыря. Вообще туда можно попасть с экскурсией на теплоходе, что и сделала моя коллега по работе. Только вот, готовя поездку, я с удивлением узнал, что теплоходы на Рюриково городище начнут ходить только с июля. На туристическом портале рекомендовали попадать на городище при помощи пригородного автобуса до деревушки Спас-Нередицы. Всё бы хорошо, но ознакомление с расписанием показало, что автобус оный ходит всего три раза в сутки: утром, в обед и вечером. Ну что ж, главное – доехать, а там уже разберёмся. В крайнем случае, попутку поймаю.


Зайдя с вечера в «Красную избу» (туристический информационный центр возле Детинца), я убедился, что теплоходов на Рюриково городище нет, и попадать туда можно исключительно на автобусе. Высмотрел расписание в интернете, утром, к девяти часам прибегаю на остановку, и на висящем на ней расписании, обнаруживаю, что мой автобус ушёл минут двадцать назад. Конечно, транспортники не всегда поспевают за изменением расписаний, и на остановках часто висят данные устаревшие, но выглядело оно подозрительно новеньким и чистеньким. У нас бы подростки с маркерами быстро привели бы его в непотребный вид. Я уже прикидывал, что придётся теперь гулять где-то до дневного автобуса, но оказалось, транспортники тормозят и тут. Пришёл автобус. Ехать до Спас-Нередиц всего с полтора десятка километров. Что обидно, огромным крюком, объезжая обширные водно-болотные угодья вокруг Новгорода. Но меньше, чем через полчаса высаживаюсь на типичной деревенской остановке, где уже ждут с полдюжины пассажиров. А вот и первая местная достопримечательность, церковь Спаса на Нередицах.



И прежде, чем отправиться на Рюриково городище в паре километров, я, естественно, зашёл в неё.


По архитектуре видно, что церковь тоже очень старая.


Конец XII века.


Кстати, на табличке тоже не совсем точная информация. Ну, оно и ясно: какой резон открывать церковь в 10 часов, если утренний автобус из города приходит на полчаса раньше? Уже работало, и меня пустили вовнутрь всего за 150 рублей.


Внутри особенно ярко видна трагическая судьба этого памятника, нередкая для новгородских церквей. Достопримечательностью номер один церкви Спаса являлись его фрески, относящиеся к тому же XII веку. Копии нередицких фресок брали медаль на Всемирной выставке 1867 года. Увы и ах, в последнюю войну в итоге полуторагодового военного противостояние на Волхове, древний памятник был разрушен. От конструкции осталось менее половины, от древних фресок – всего 15%. Конструкцию церкви восстановили в пятидесятые годы, фрески восстанавливать не стали. Внутри граница между старой и нововосстановленной частями очень хорошо видна.


Имеется в церкви и ещё одна любопытная достопримечательность. Дело в том, что средневековые граждане, во всяком случае, их грамотная часть, как и наши соотечественники царапали разное на стенах. Тогда это был осуждаемый жрецами вандализм, а сейчас это памятники старорусской письменности. Например, в Киеве, где не было найдено ни одной берестяной грамоты, подобные граффити стали единственным свидетельством какой-то культурной жизни. В прошлом году я видел несколько граффити в соборе Святой Софии, а вот тут увидел перед собой.


Копию вот этого рисунка воина я на следующий день увидел в Никольском соборе. Ну так хрен ли, там от фресок XII века вообще остались клочки, чтобы увидеть которые, надо ползти в подвал…


Прощаюсь со Спас-Нередицами, и иду по дороге несколько назад, чтобы потом свернуть к Волхову, на место, куда про преданиям был призван варяжский князь Рюрик, и где и находился старый Новгород в XIX веке. У реки нахожу ещё одну своего рода достопримечательность. Сейчас Новгород представляет собой железнодорожный тупик, куда сходятся ветки из Луги, Павловска и Чудово. Но в Первую Мировую пытались построить ещё ветку на Валдай, для чего насыпали насыпь и возвели опоры моста. Мост так и не был построен. А вот опоры до сих пор стоят. И на них даже лазят местные экстремалы, которые, как мы видим, даже ставят палатки.


А Рюриково городище на несколько сотен метров выше по Волхову, на живописном холме с замечательным видом на Юрьев монастырь.


Да, его отсюда видно даже лучше, чем городище от него.


Чуть было не написал, что это стрелка, но это не совсем так. Прямой, как оглобля водоём за кулисами из купыря и свербиги – это так называемый Сиверсов канал, сокращающий путь из Волхова в Мсту. Назван так в честь Новгородского губернатора конца XVIII-начала ХIX веков Якова Сиверса. Одним из результатов строительства этого канала, правда, оказалось то, что Рюриково городище разрезали пополам, и погибла немалая часть археологических ценностей. Ну да тогда о таком не думали…


Да, конечно, деревянное сооружение слева тоже привлекает взор. Оно закрыто и подойти к нему нельзя. Это всего-навсего декорация для съёмок сериала «Рюриковичи», которые проходили в апреле этого года. Может, съёмки ещё и не закончены, но при мне там всё было тихо.


Спас-Нередицы с Рюрикова городища тоже довольно хорошо видны. Совсем рядом, за очередной болотинкой.


Ну а главный памятник городища – это всё таки Благовещенская церковь, служившая, между прочим, местом погребения особ княжеского рода и второй по древности памятник Новгорода (старше только Святая София). Хотя сама столица и уехала уже на другой берег и ниже по течению


Первая церковь Благовещения тут была построена в начале XII века. Однако, позвольте вас разочаровать. Её разобрали ещё в XIV веке, после чего на её месте построили новую церковь, поменьше. На плане старый храм показан красным цветом, а новый, части которого дошли до наших времён - синим.


От старого храма остались только основания стен, которые, впрочем, заботливо выкопали, и их можно видеть.


 
Ну а новый храм 1343 года несколько раз перестраивался и простоял вплоть до 1941 года. Что было потом, можно не рассказывать.


Интересно, почему его не стали восстанавливать в конструкциях полностью, как это сделали с большинством новгородских церквей? Ну, зато какая-то реставрация прошла. С весны этого года вовнутрь даже пускают, хотя я заходить не стал. Но там тоже есть остатки старых фресок и граффити, в том числе редкая их разновидность, написанная альтернативной славянской азбукой – глаголицей.


А ещё тут установлен памятный камень со старинной надписью.


Впрочем, сам камень отнюдь не старинный. Привезли всего семь лет назад. Типа монумент.


Пока я ошивался по городищу, там появилась группа граждан в народных костюмах, а с ними граждане с видеокамерой – вероятно, какие-то съёмки. Впрочем, действа я дожидаться не стал.



Дневной автобус в Спас-Нередицы придёт только в полтретьего дня. До города… Да, блин, ерунда до города. Что обидно, кремль находится от Рюрикова городища всего в трёх километрах по прямой, и его прекрасно оттуда видно. Вон он, ниже по течению, и такое ощущение, будто вокруг кремля города вообще нет.


А это «мой» Знаменский собор. Он вообще высовывается из-за деревьев совсем рядом. Кажется, пересеки поле, и ты в городе.


Но увы и ах, между полями имеются несколько канав и проток, и если через канавы ещё можно перебраться, то протоку Малый Волховец шириной в 80 метров, форсировать можно только по мосту. А мост – на трассе «Новгород – Москва», и по дороге до него больше восьми километров. Ну чо, я плюнул на условности и пошёл пешком. А в качестве довеска – ещё одна достопримечательность в паре километров от трассы. Церковь Преображения Господня на Ковалёве.


Это тоже храм XIV века, то есть, по новгородским меркам, довольно поздний. Точно так же, как и Спас на Нередицах, он был разрушен в войну, а после войны восстановлен. Присмотревшись, можно разглядеть внизу стены молниеобразный шрам, отграничивающий старую кладку от послереставрационной. По идее, это тоже филиал городского музея, но в тот день он почему-то не работал.



Продолжение следует.

1 комментарий:

  1. А ты не надейся, что у тебя нет постоянных читателей. Ещё как есть :)

    ОтветитьУдалить