четверг, 15 сентября 2016 г.

Алтай. Прогулка третья

Третий день Алтайской вылазки был уже не столь интересен, как предыдущие два, но определённым красотами отметился. С утра мы покинули гостиницу «Чемальская лагуна» и опять вернулись на Чуйский тракт, чтобы переехать опять на левый берег… Но на сей раз наш путь заканчивался всего в нескольких километрах дальше в селе Камлак. За день до этого, следуя на Семинский перевал, мы его проезжали. И видели вывеску «Ботанический сад». Вот на следующий день нас в этот сад и привезли.


Бог весть, кому пришло в голову устраивать Горно-Алтайский филиал Центрального Сибирского ботсада в деревне, в стороне от больших городов. Впрочем, в соседнем селе Черга, к примеру, находился питомник Института цитологии и генетики СО РАН. Возможно, и сейчас ещё находится, я не знаю. Ну а ботсад являет собой какую-никакую, а достопримечательность. Там тоже имеются стандартные прикормки для местных коммерсантов, типа торговли мёдом и кедровыми орешками, стало быть, какой-то поток посетителей из отдыхающих на Алтае наблюдается.



Садик, в общем, маленький. В нём работает, кажется, всего с десяток человек, включая бухгалтершу и водителя. Я заподозрил в это какую-то недосказанность, ибо уж больно он ухоженно выглядит. Тут явно силы большего числа человек задействованы.


Ларчик, впрочем, открывается довольно просто: волонтёры. И, надо сказать, постарались они на славу: обустроены дорожки, есть экологическая тропа и множество скульптур.


В дальнем углу есть домик Бабы-Яги.


А вот и сама хозяйка домика, охраняет сад.


На экологической тропе есть небольшая смотровая площадка, где можно полюбоваться видом на приток Катуни Сему, ту самую, в честь которой названо село Усть-Сема, где Чуйский тракт пересекает Катунь, а также и сам Семинский перевал. Сема не такая широкая, и долина её не такая глубокая, но она тоже мутного зелёного цвета.


У входа установлен алтайский айыл – нечто среднее между избой и юртой. Шестигранный в плане, с дымником наверху (дымохода тут не было, роль очага играет костёр в центре). Резной столб перед айылом – не тотемный столб, как можно подумать, а несёт утилитарную функцию: это коновязь. Впрочем, судя по тексту, который в айыле висит, коновязь сама по себе имела и некий мистический смысл, отвечаю, в частности, за мужскую силу хозяева.


Юрта тут, впрочем, тоже есть. Алтайцы этнически довольно близки киргизам, так что ничего странного в наличии тут юрт нету.


Летом 2016 года Алтай переживал вспышку численности непарного шелкопряда. Довольно много бабочек было и в Чемальской лагуне, но в Камлаке творился просто какой-то атас. Ночью бабочки летели на свет прожекторов, а поутру оставались сидеть на стенке возле светильника.


В основном самки – у непарного шелкопряда чёткий половой диморфизм, почему он, собственно, и называется непарным.


Погода в тот день была неоднозначная. По счастью, дождь шёл, в основном, когда народ был задействован разными мероприятиями под крышей типа обеда. А после дождя над горами начинал колоритно подниматься туман из ущелий, собирая облака.


Когда дневная культурная программа в саду была исчерпана, то есть, часам к трём, мы сели в автобус и нас отвезли к мосту через Катунь, откуда мы должны были пройти «километра полтора» вдоль берега к Камышлинскому водопаду.


Мост новый, построен, кажется, в 2011 году.



И ещё с него открываются прекрасные панорамы Катуни.


Не возьмусь сказать, какова тут ширина реки, но мост длинной где-то 360 метров. В общем, больше 200 метров, пожалуй.


Да, и тут всё тоже в шелкопряде: фонари на мосту тоже горят по ночам.


Ну а мы свернули в лес и предвкушали короткую приятную прогулку. Погода к тому времени разгулялась, идти было удобно…


Цветочки всякие растут. Маральник.. то есть, багульник, то есть, не багульник. Рододендрон даурский.


Какой-то аконит.


А тут вообще фиг знает что, но красиво.


А вот с длительностью прогулки нас несколько обманули. Идти пришлось явно более трёх километров. Но самое обидное даже не это: идя по лесной тропе вдоль берега ожидаешь увидеть прекрасный водопад в лесной глуши, а попадаешь на вытоптанную поляну с шашлыками, тиром, сувенирами и фотографами. Водопад, правда, есть тоже, и он прекрасен.


Красивых водопадов я в Бразилии в этом году уже насмотрелся. Этот был бы не хуже, кабы не одно «но». Пообрывал бы нафиг руки тем, кто изрисовывает краской скалы!


Водопады сложно снимать. Какую выдержку брать, покороче, чтобы он застывал в движении, или подлиннее, чтобы его движение было заметно? Сделал и такой, и такой вариант. Вы уж сами выберите, что красивей.

А у нас была ещё дорога назад. По странному совпадению, только мы загрузились в автобус и тронулись, как небо опять затянуло тучами и пошёл дождь. Потом были бесконечные групповые фото («Чтобы у всех было, а то кто-то пропустил!»), которых я так и не видел. А затем – ужин в ботсаду с импровизированным концертом группы «Новая Азия» (электронный фолк с закосом под «Хеднингарну») и ночная дорога назад, в Новосибирск…

Как мне понравился Алтай? О, очень понравился. Но он был бы ещё лучше, если бы там было поменьше народу, а, в особенности, не было бы мудаков, пишущих на скалах. Но за диким Алтаем надо ехать не в Чемал, и не на Семинский перевал, а в места дальше и глуше. Памятник всемирного наследия ЮНЕСКО «Золотой Алтай», находится дальше, у Телецкого озера и на плато Укок. 


Доведётся ли там побывать?

2 комментария:

  1. что значит половой диморфизм?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Ди" - два, "морфос" - внешность. Простым языком говоря, когда самец и самка выглядят очень по разному.

      Удалить