четверг, 9 сентября 2021 г.

Бразилиа. Часть 2. За кулисами

Ты никогда не бывал в нашем городе светлом,
Над вечерней рекой не мечтал до зари,
С друзьями ты не бродил по широким проспектам,
Значит ты не видал лучший город Земли!

Так уж получилось, что этот пост – ровно сотый, помеченный тегом «Бразилия» в моём блоге, и это первый тэг, который данную черту перешагнул. Вышло так, что у меня меньше и постов, посвящённых Петрозаводску (невзирая на то, где я живу) и, например, живой природе (невзирая на то, где я работаю). И в связи с данным квази-юбилеем, хочется выразить отдельную благодарность неоднократно упоминавшемуся тут Виктору Пастухову за его авторский сайт «В Бразилию, к далёким берегам». Виктор с семьёй живёт в Бразилии уже не один десяток лет, и облазил эту страну вдоль и поперёк, так что иногда становится уже удивительно, когда слышишь, что там ещё есть уголки, где он ещё не был. Информацию с этого сайта я использую постоянно, и при подготовке путешествий, и при подготовке постов в свой блог.

Ну а мы продолжаем прогулку по столице Бразилии. Сегодня я постараюсь показать ещё ряд достопримечательностей, а также немного затронуть повседневную жизнь Бразилиа. Как правило, рассматривая дворцы и скульптуры экзотического города, мы не обращаем внимание на то, что тут кто-то живёт и работает, и за углом идёт повседневная жизнь простых людей. Ведь федеральных госслужащих, сосредоточенных в тех секторах, которые я показывал в прошлом посте, кто-то должен обслуживать, водить метро и автобусы, торговать в магазинах, да и строить эти самые здание UFOdromo тоже кто-то должен. Кстати, строители Бразилиа и стали его первыми жильцами.


Бразилиа – чуть ли не единственный город страны, в котором нет фавел, кварталов самостроя на самозахваченной земле, как правило, на каких-то неудобьях, за этим тут чётко следят. Подушевой ВРП Федерального округа – самый высокий в стране, этот показатель тут соответствует уровню такой страны, как Португалия. Удивительней оказалось, что ВРП города Бразилиа уступает столице штата Эспириту Санту, Витории. Вероятно, сыграл роль тот факт, что значительная часть богатеев в самом Бразилиа не живут – их виллы расположены в предместьях, на берегах водохранилища, но на город Витория посмотреть уже становится любопытно. Но Бразилиа, в любом случае – город чертовски дорогой. Дешёвых гостиниц тут нет ни в районе автовокзала, ни где-либо ещё, впрочем, спрос рождает предложение: в городе довольно много нелегальных поузад, с коими уже давно, но, в основном безуспешно, борются власти. Расположены они, в основном, в кварталах сектора индивидуальной застройки (так называемые SHIG – Sector de Habitações Individuais Geminadas), где владельцы частных домов сдают комнаты приезжим, разумеется, никак не оповещая об этом государство. Как я с этой фичей столкнулся, и поселился в такой нелегальной поузаде, я подробно рассказывал в путевых заметках. Сейчас ради любопытства глянул на booking.com, а там все эти нелегальные гостиницы пропали из эфира. Но на AirBNB их всё равно пока хватает. А я квартировал вот в этом домике в секторе индивидуального жилья.


В самом секторе индивидуального жилья ничего любопытного нет, ну, разве кроме устройства. Там замечательная чересполосица: шеренги домов отделяются друг от друга не только улицами, но аллеями зелёных насаждений. Улицы – для езды на машине, аллеи – для ходьбы пешком и езды на велосипеде. Кроме того, каждая шеренга делится на «блоки», группы домов, между которых имеются проулки, что тоже облегчает перемещение внутри квартала. Адреса домов при этом к улицам никак не привязаны, ну да про это чуть ниже. А пока достопримечательность, по соседству с которой я жил, храм Дон Боско, названный так в честь итальянского святого XIX века. Где-то в 1883 году он увидел сон о построенном в пустыне чудесном граде, через который справедливость и благодать прольются на большую страну. В общем, во время строительства города Бразилиа вопрос о святом-покровителе города был решён. Построено здание также в 60-е годы, но не Нимейером. Автор этого проекта – Карлос Альберту Навис. Впрочем, прилегающую территорию оформлял Роберту Бурле Маркс.


Внутри храм выглядит тоже весьма необычно. Гвоздь места – витражи авторства бельгийского художника Хуберта Ван Доорна, напоминающее о звёздном небе.


Статуя богоматери.


А это, возможно, сам Дон Боско, но внешне больше похож на Иоанна Павла II.


Кварталы ближе к заняты сектором многоэтажной (ну, как многоэтажной: от 3 до 6 жилых этажей – выше в Бразилиа почему-то нельзя) жилой застройки. На первый взгляд, напоминает продукты панельного домостроения тех же лет у нас. Но тут каждый квартал гораздо чётче организован – кроме нескольких жилых домов с подземными парковками в его середине имеется детский сад, а иногда – начальная школа. На улочках, разделяющих кварталы, стоят коммерческие центры, включающие магазины, кафешки, салоны красоты и прочую инфраструктуру. Всё распределено возможно более равномерным и удобным образом.


Да, и обратите внимание: первого этажа у многоэтажек Бразилиа нет. В теле здания на приземном уровне расположены служебные помещения и имеются сплошные проходы, которые тоже облегчают перемещение по кварталу. Прямо в эти проходы открывается лифт, а напротив имеется будка консьержа. Жалко, у нас с нашим климатом так не сделать.


Ну а теперь про адресную систему. Она здесь, как я уже сказал, к улицам никак не привязана. Адресная система отталкивается от кварталов, которые нарезаны по регулярной сетке. Роль осей координат в этой сетке имеют две упоминавшиеся мной оси: Монументальная и Дорожная. Часть города к северу от Монументальной оси называется северной и обозначается латинской буквой N, к югу, соответственно, южной и обозначается буквой S, с чего и начинается название квартала. У каждого квартала есть свой номер их трёх цифр. Первая цифра показывает удалённость квартала от Дорожной оси, чем больше цифра, тем дальше от неё расположен квартал. При этом кварталы с нечётной нумерацией (1,3,5,7) идут к востоку от Дорожной оси, а с чётной (2,4,6,8) – к западу. Ну а последние две цифры увеличиваются по мере продвижения от Монументальной оси: 101, 102, 103… 116. Внутри каждого такого квартала (по-португальски – суперквартала) выделяются блоки, обозначаемые латинскими буквами. В кварталах многоэтажных домов это отдельные корпуса. В кварталах индивидуальной застройки – блоки индивидуальных домиков. Ну и последним числом в адресе является номер квартиры в большом доме или отдельного дома в зоне индивидуальных застройках. Например, домик, где я квартировал, имеет адрес 703S-J-04. Это значит, он расположен в 3 кварталах и от Монументальной, и от дорожной осей, в блоке J под 4 номером. Выглядит непривычно, но лаконично и удобно, после того как врубишься.


Вдоль южного крыла Бразилиа (вы ещё не забыли, что город в плане напоминает самолёт?) ходит метро, которым я пользовался, выбираясь на автовокзал. Ближайшая к моему обиталищу станция называлась 102 Sul по имени квартала, схему которого я привёл на предыдущем снимке. Тут метро тоже небольшое, по сути одна линия с вилкой, соединяющая западные пригороды Бразилиа Самамбайя и Сеиландия с той самой автостанцией под эстакадой на пересечении двух городских осей. В северное крыло метро почему-то не заходит. Зато на значительной части своего протяжения оно подземное, хоть и неглубокого заложения.


А вот эту фичу я увидел в Бразилиа в первый раз в жизни. В первый вагон разрешено садиться только женщинам и инвалидам. Такого ожидаешь от каких-нибудь мусульманских стран, но оказывается, это сейчас распространено и в Америке, и в Европе. Не всем женщинам приятно тискаться с мужиками в набитом вагоне в час пик, так что феминистки организовали для них отдельный вагон.


Ближе к Монументальной оси жилые кварталы сменяют другие сектора: медицинский с клиниками и госпиталями, коммерческий с офисами и фирмами, гостиничный, понятно, с чем… ну а вот это – южный банковский сектор.


Здание банка Бразилии. Точнее даже группа зданий.


Сегодня в Солнечном городе жарко!


Гостиничный сектор.


Вот мы и подошли к Монументальной оси. Сегодня мы прогуляемся по ней на запад. Там тоже расположена эспланада, хоть и не такая широкая, зато с парком под названием сад Бурле Маркса.


И замечательным фонтаном возле телебашни.


«Распускаются фонтаны прямо в небеса».


Телебашня построена в 1965-67 годах по проекту автора пилотного плана Лусио Косты. Она не столь внушительна – в конце концов, большая часть крупных телекомпаний Бразилии расположена не здесь, а в Сан Паулу и Рио де Жанейро. Высотой она всего 218 метров, но даже с такими параметрами она одно время была самым высоким сооружением в стране. Ну а что важней всего для нас, то, что на высоте 75 метров расположена смотровая площадка с абсолютно бесплатным доступом. Поднимемся наверх, заценить столицу Бразилии с высоты.


Ну вот, собственно, взгляд в направлении восточного конца Монументальной оси. Прямо перед нами – сад Бурле Маркса. Слева и справа – северный и южный гостиничные сектора. За садом видна та самая эстакада, там Монументальная ось пересекается с Дорожной, а под эстакадой – автостанция Плану пилоту. Слева и справа от эстакады – большие торговые центры в коммерческих секторах. Ну а за эстакадой – хорошо знакомые по предыдущему посту культурный и административный секторы.


Вот приближенный вид на южную сторону культурного сектора: национальная библиотека и национальный музей, за которыми виден кафедральный собор, а за ним – шеренга типовых министерств. Невысокие здания справа от министерств тоже относятся к министерским вспомогательным службам, а ещё правее расположен южный сектор посольств. Кстати, где-то тут и посольство Российской Федерации. Стеклянное здание в виде двух барабанов за ними – здание генеральной прокуратуры Бразилии. Ну а за ним виден знакомый мост Жуселину Кубичека.


Конец эспланады министерств. Здание Национального Конгресса, за которым видна площадь Трёх властей: слева высовывается президентский дворец, справа – верховный суд, ну а сзади видно национальный пантеон.


Южный гостиничный сектор, за которым видно южный банковский сектор. Гостиницы тут не просто дорогие, а, на мой вкус, безбожно дорогие. В пересчёте на рубли от пяти тысяч за ночь. Ну, чо поделать. Для более скромных людей есть AirBNB с нелегальными поузадами.


Большой кусок южного крыла занимает Центральный парк с искусственным озером.


Симметрично Центральному парку на севере расположен спортивный сектор с Национальным стадионом имени Гарринчи. В 2014 году он тоже принимал матчи чемпионата мира. Ну а слева виден небольшой крытый дворец спорта.


Бросим взгляд и в направлении северного крыла. Тут на переднем плане тоже гостиничный сектор с дорогими отелями. На северном крыле я, к сожалению, не гулл. Хотя там тоже есть ряд интересных объектов, например, Федеральный университет Бразилия, Исследовательская биостанция, а за околицей – настоящий национальный парк с экотропами. Да, приглядитесь внимательно на линию горизонта примерно посередине. Видите, там что-то вытарчивает? Так вот это новая телебашня цифрового телевидения, спроектированная Оскаром Нимейером., расположенная в 12 километрах от города.


Ну и наконец, вид на восточную сторону Монументальной оси. На переднем плане – тоже сооружения культурного назначения. Жаль не видно самого переднего плана – там расположена замечательная ремесленная ярмарка, я там покупал чудесные кованные магнитики, а также купил подруге бусы из семян пальмы. Привлекающее внимание большое сооружение посередине – конференц-центр имени Улиса Гимараэнса. Небольшое круглое здание перед ним справа – планетарий. Слева симметрично ему – хоровая капелла, но она спряталась в деревьях. А ближе по центру – дом любительских театров. Сооружения на заднем плане не очень хорошо различимы, ну да не беда, мы туда сходим.


То самое здание конференц-центра, но уже снизу, с эспланады.


Планетарий.


Стадион Гарринчи.


Чуть дальше на эспланаде расположена небольшая площадь с фонтанами и цветником, посреди которой растёт пальма. Вроде ничего не обращает на себя внимание, если не знать историю этой площади. Площадь называется Праса Бурити. Бурити же в Бразилии называется и эта самая пальма (Mauritia flexuosa). По-русски – мавриция извилистая. Данный вид американской пальмы является символом бразильской столицы, более того, этим символом является именно вот эта конкретная пальма. Правда, насколько я узнал, это уже второй экземпляр, высаженный в 1969 году – первый таки не прижился. Но вот такой живой символ самого города – ИМХО вещь совершенно замечательная.


Здание, расположенное на северной стороне площади Бурити тоже называется Паласиу Бурити. Тут расположено правительство Федерального Округа.


В парке за площадью стоит несколько памятников. Вот это мемориал Хосе Марти (слева) и Симона Боливара (справа).


Смысл вот этой скульптуры я, признаться, запамятовал. Но кажется, это что-то тоже связанное с латиноамериканской историей. Возможно, чилийской. А может, просто парковая скульптура.


Круглое здание с орнаментами – мемориал индейских народов Бразилии.


Сейчас индейцы составляют менее одного процента населения страны. Тем не менее, их аборигенной культуре придаётся большое значение. Вот и культурный центр открыли.


Тут можно ознакомиться с культурой и бытом индейских племён Бразилии.


Ну а во внутреннем дворике расположена специальная церемониальная площадка, где индейцы исполняют свои ритуалы. 


В день, когда я заходил в мемориал, правда, никаких ритуалов не было. Вообще я пока не видел в Бразилии ни одного индейца. Ну, не считая вот этого.


Ещё одна площадь с собственным именем на Монументальной оси называется Праса ду Крузейру, буквально, площадь Распятия. На самом деле, просто круглая площадка, в центре которой стоит здоровый (но не поражающий размерами) деревянный крест. Подобные у нас сейчас любят ставить на въездах в деревни.


Пересекая очередной разворот на эспланаде Монументальной оси, видишь, что на газоне установлены разноцветные резные шары, напоминающие абажуры светильников. Это ж-ж-ж, как всегда, оказывается не спроста. Инсталляция называется «Эсфера поэтика», поэтические сферы. Установлены они скульптором Дарлан Розой к столетию Жуселину Кубичека, стало быть, в 2002 году. Всего таких сфер там семь, на фото – четыре. По замыслу скульптора, они символизируют какие-то моменты бразильской истории, но более подробной информации мне найти не удалось. Честно говоря, у меня никакой ассоциации с историческими событиями при взгляде на них не возникает.


Ну а сразу за этим газоном находится мемориал, посвящённый Жуселину Кубичеку. Логично будет закончить нашу экскурсию здесь.


В прошлом посте я расхвалил Кубичека, как важного реформатора и основателя новой столицы. Увы, как это часто бывает, это только одна сторона медали. Возросшие бюджетные затраты привели к инфляции и трёхкратному возрастанию национального долга. Проходили забастовки и демонстрации и было даже несколько военных мятежей. Уже в 1960 году Кубичек в выборах президента не участвовал. В тех выборах победил мэр Сан Паулу Жану Квадру, занимавший ещё более левую, чем Кубичек позицию. Квадру установил отношения с социалистическими странами, в том числе, и СССР, поддержал революцию на Кубе и совершил целую кучу менее шумных реформ. Продержался он меньше года. Последней каплей стала отмена незаконной приватизации месторождения железа, которую капиталисты рассчитывали разрабатывать в национальном парке в Минас Жерайс. Видать, позиции капиталистов были покрепче: против Квадру восстали военные, и президентом стал вице-президент Жоау Гуларт. Но видимо, и Гуларт оказался недостаточно карманным: в 1964 году в Бразилии произошёл военный переворот. Военные держали власть в Бразилии фактически до 1985 года. Левые политики, в том числе, Кубичек, Квадру и Гуларт, были лишены всех прав на десять лет и бежали в Уругвай. По окончанию этого срока Кубичек вернулся в Бразилию. Впрочем, имя его оставалось под запретом – даже в документальном фильме, посвящённом строительству Бразилиа, президент Кубичек не упоминался ни разу. А 22 августа 1976 года на Родовии Дутра вблизи города Резенде автомобиль Кубичека столкнулся с грузовым прицепом. На похороны Кубичека в Бразилиа пришло 350 тысяч человек – всё тогдашнее население города. Ну а друг Кубичека Оскар Нимейер, сам находившийся в изгнании, разработал проект вот этого мемориала, воздивгнутого в 1981 году. Теперь бронзовый президент стоит на высоком пьедестале и всматривается в восточный горизонт, ожидая рассвете новой Бразилии.


Это не единственный памятник Жуселину в Барзилии. Внизу, рядом с «поэтическими сферами» стоит ещё один памятник. Тут Жуселину Кубичек просто сидит на лавочке со своей супругой Сарой Лемос. В Бразилии Сара тоже весьма популярна, ну а вне страны, конечно, до популярности своего мужа она не дотягивает.


Ну а самым лучшим памятником президенту Кубичеку, как бы ни оценивали его деятельность, остаётся сам город Бразилиа, модель Солнечного Города будущего. Город тоже вызывает у людей разные впечатления. Мне так он весьма пришёлся по душе.

На этом мы закончим нашу экскурсию, но с Бразилиа пока не прощаемся. Продолжение следует.


3 комментария:

  1. Спасибо, Сергей.
    Ещё раз убеждаюсь, что в каждой стране есть своя собенность.
    Удивительно много места и мало людей и транспорта.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И ещё все страны чем-то похожи. Да, Ирина.
      Насчёт людей - да. В центре города в дневное время шатаются практически исключительно приезжие. Те, с кем мне доводилось общаться, были именно таковыми. Местные ездят на машинах или, в лучшем случае, на велосипедах. Где-то (кажется, даже не в одном месте) читал, что Бразилиа очень неудобен для осмотра пешком. Надо садиться на автобусы, а лучше - на такси. Ну, не знаю, я лично никаких неудобств не испытывал.
      А вот насчёт транспорта не соглашусь. Посмотрите, сколько машин на эстакаде на кадре с культурным сектором. Или за памятником Кубичеку с женой. Транспортная доступность в городе решена была тоже образцово, но личного транспорта через 50 лет всё равно получилось больше, чем планировали. Увы, есть проблемы.

      Удалить
    2. Может это только на фото, но мне показалось, что улицы практически пусты. Да и в метро два пссажира на посадке - это тоже как-то странно.
      И я как представила, что все эти территории действительно приходится проходить пешком - и это при практически полном отсутствии тени и возможности "присесть на лавочку"...
      Я люблю знакомиться с городами именно в пеших прогулках, потому что из окон транспорта всё выглядит совсем не так, и нет возможности "заглянуть в подворотню" ))
      Я понимаю, что добраться из пункта а в пункт б не представляет сложностей, но, видя такие огромные плошади, становится просто интересно: а там люди то вообще ходят (местные), или они только на работу-с-работы?

      Удалить