среда, 17 февраля 2021 г.

Про Незнайку

 На коротышек книги всегда хорошо действуют. Они не действуют только на натуральных… так сказать, прирождённых ослов.
© «Незнайка в Солнечном городе».

Освободившиеся после накрывшегося отпуска деньги я стал тратить, в том числе и на пополнение библиотеки. И первым делом я приобрёл книжки про Незнайку Николая Носова. Не спрашивайте, почему: цепочка приведшая меня к этому поступку была довольно длинная, и я уже сам не помню, с чего всё началось. Собственно, я время от времени думал над тем, чтобы купить книжки про Незнайку, уже давно, но не знал, какие издания взять, а изданий «Незнайки» с самыми разными иллюстрациями сейчас ну очень много, и иллюстрации, надо сказать, тут важны не меньше самого текста.


Конечно, из чувств ностальгии хотелось приобрести то, что у меня было в детстве. Но у меня в нежном возрасте была только старая книжка «Приключения Незнайки и его друзей» с классическими картинками Алексея Лаптева, которую я прочитал ещё лет в пять. Второй хронологически для меня была взятая в библиотеке «Незнайка на Луне», которую я тоже прочитал ещё до школы. Тут были не менее классические иллюстрации Генриха Валька, поскольку Лаптев, как оказалось, умер в тот же год, когда вышла эта книга, и её уже не иллюстрировал. «Незнайку в Солнечном городе» я очень долго никак не мог поймать. В библиотеке её почему-то вечно не было. Уже и отвратительный кукольный мультик посмотрел, и даже видел книжку-пьесу по роману, но сам роман мне упорно не попадался. Странным образом нашлась она в сельской библиотеке в Рязанской области, где я проводил летние каникулы. Та книжка была с цветными картинками Анатолия Борисова (в библиотеках рубежа 1970-80 почему-то преобладали издания именно с его иллюстрациями), сами то иллюстрации не особенно интересные, но вот что не отнять, Борисов хорошо осовременил передовую технику Солнечного города, все эти труболёты, шахматные автоматы и комбайны-радиолярии. В итоге их образы у меня именно с его картинками и ассоциируются.

Выходило, надо покупать три совершенно разных издания, что у меня уже вызвало сомнения, хотя «Незнайка в Солнечном городе» с картинками Борисова в продаже и имелась. Если набирать всё в одном стиле, то тут мой взгляд было упал на три тома с цветными иллюстрациями Валька. Однако, они тоже выглядят как-то слишком по-детски. В итоге я взял специальное юбилейное издание к 110-летию Носова. Один том – «Приключения Незнайки и его друзей» и «Незнайка в Солнечном городе» с иллюстрациями Лаптева, второй – «Незнайка на Луне» с иллюстрациями Валька.

Издание довольно солидно выглядит – на полку такое поставить не стыдно. Твёрдая обложка, матерчатая закладка, каковые я видел в основном в импортных книжках, хорошая бумага. Торцы страниц окрашены в блестящую краску, да и обложка блестит. С блеском ИМХО несколько переборщили. Обложка вообще выглядит довольно безвкусно: для взрослого издания на неё многовато напихано, а для детского оно недостаточно красочное. Но это что касается внешнего вида. Внутри всё вполне отлично, особенно отлично содержание, как текст, так и рисунки.

Тут надо сказать, что достаточно часто купленный экземпляр старой любимой книжки я просто ставлю на полку, и он остаётся там стоять. Но на сей раз начал всё перечитывать. С первой страницы.

Я уже поминал, что «Приключения Незнайки и его друзей» была у меня в детстве. Оставшиеся две были куплены в студенческие годы (потом, правда, их отдали племяннику, как и старенькую первую книгу), так что их я во взрослом состоянии перечитывал. А вот «Приключения Незнайки и его друзей» я в последний раз читал, будучи в школе. И зря.

Сейчас, с высоты прожитого, становится очевиден замечательный сатирический пласт этого детского произведения. В частности, там имеется ну очень остроумная пародия на войну полов, в которой легко разглядеть даже не детей, а вполне взрослых граждан.

— Фу, какой стыд! Этот Незнайка может вообразить о себе невесть что! —сказала малышка со строгим худеньким личиком и остреньким подбородком.

— Вы правы. Ласточка, — ответила ей другая малышка со вздёрнутой верхней губой, из под которой сверкали белые зубы. — Малышам вовсе не надо показывать, что на них смотрят. Когда они убедятся, что их шалостей никто не замечает, то сами перестанут шалить.

— Вот об этом я и говорю, Кисонька, — подхватила Ласточка. — Малышей надо презирать. Когда они увидят, что их презирают, то побоятся обижать нас.

Ээх, естественно, в детстве при прочтении «Незнайки» я на этих персонажей, Кисоньку и Ласточку, внимания совсем не обратил. Ну, тогда я этого смыслового пласта и оценить не мог. А на сей раз, наблюдая за дрейфом от главы к главе этих доморощенных феминисток, я получил истинное удовольствие. Тут Носов – гений без скидок!

Ну а что лучший способ решения разногласий – совместная деятельность, это я уже в дошкольном возрасте знал. Потом, если помните, эта мысль попала в мультик про Простоквашино.

Иной раз то, что ты уже прочитал всю трилогию до конца, даже мешает. К примеру, в конце первой книги, когда Незнайка обещает написать Синеглазке письмо, но ты уже знаешь: не напишет. Правда, Карлов в своём продолжении историю этого письма весьма органично вплёл, но это уже не канон. Впрочем, сама фигура Синеглазки сейчас у меня вызывала не лучшие ощущения. Ну какая она романтическая героиня? Училка какая-то (простите, мои читательницы-педагоги). Эдакая коротышковая Надя Шевелева, которая с одной стороны, вся такая правильная до тошнотиков, а с другой, её постоянно тянет на мужчин порочных. Вероятно, вы такой типаж встречали, и не один раз. «Барышня и хулиган» – вообще скучнейшее сочетание. В итоге мне даже больше приглянулась кокетливая Снежинка, и не случайно именно с ней танцевал на балу Знайка, самый умный малыш.

Впрочем, и сам Незнайка в начале повествования зрелище представляет то ещё. Любительницам порочных мужчин есть куда впить когти, ага. Мало, что он, действительно, «ничего не знает», он ленив, тщеславен, любит приврать, а разногласия привык решать при помощи кулаков. Нравоучительные детские повести о воспитании порочных героев были весьма распространены в литературе прошлых веков. Большая часть такой литературы просто канула в лету, и до нас дошли только наиболее примечательные образцы типа «Пиноккио» (примечательно, что именно у Коллоди Носов таки позаимствовал Дурацкий остров, только его жертвы превращались не в ослов, а в баранов). Однако ж, в отличие от Коллоди, Носов относится к недостаткам своего героя куда как снисходительней и с юмором. Собственно, за что мы его и любим.

«Незнайка в Солнечном городе» задаёт новый уровень. Если в первой книжке речь шла, в основном, о личностных отношениях, то тут рассматривается такой предмет, как общество. И ни для кого не секрет, что это общество даже не социалистическое, а уже коммунистическое. Вообще отпечаток времени, когда книга писалась, именно на этой части силён, как ни одной из других. К пятидесятым годам уж стало очевидно, что никакого небывалого прироста производительности труда при социализме, на который так надеялись классики, почему-то не произошло, и о полном удовлетворении базовых потребностей до сих пор говорить не приходится. Но была надежда, на то, что всё исправит научно-технический прогресс, вылившийся в технократию пятидесятых-шестидесятых, отпечатком которой и стала вторая книжка трилогии о Незнайке, где немало места уделено описанию чудес техники Солнечного города: тут и небывалые автомобили, и вращающиеся дома, и автоматизированные фабрики, где коротышкам остаётся только служить наладчиками и дизайнерами, и видеотелефоны (О! какие у меня тут личные ассоциации! Помню, в четвёртом классе на уроке истории, когда учительница нам доступно объясняла, как здорово будет при коммунизме, как вы думаете, какой ей первый вопрос задали? Ни за что не угадаете. «А при коммунизме видеотелефоны будут?») и даже робот-пылесос. Да и весь город являет собой хорошо отлаженный механизм, в котором живут счастливые коротышки (у них даже не бывает плохой погоды, оттого и Солнечный город) «Землю попашет, попишет стихи», да-с. Провинциальный Цветочный город с его примитивной меновой экономикой являет тут разительный контраст.

— Но и мы ведь работаем, — возразила Ниточка. — Одни работают на полях, огородах, другие делают разные вещи на фабриках, а потом каждый берет в магазине, что ему надо.

— Так ведь вам помогают машины работать, — ответил Незнайка, — а у нас машин нет. И магазинов у нас нет. Вы живете все сообща, а у нас каждый домишко — сам по себе.

Не меньше нового происходит и с Незнайкой. Тут он, наконец, узнаёт, что такое поступки, и что такое ответственность за эти поступки. В связи с этим в этой книге появляется такой немаловажный персонаж, как Совесть Незнайки, благодаря которому мы уже можем заглядывать во внутренний мир героя. К сожалению, этот забавный ход был использован только в этой книге, ибо дальше стал ненужным автору.

Ну и венец трилогии, «Незнайка на Луне». Где-то в классе шестом у нас был урок литературы, посвящённый нашим любимым книгам. Кажется, каждый третий назвал любимой книгой именно «Незнайку на Луне». Ну, тут уже полновесная фантастика, а главное, неведомый гражданам СССР мир капитализма. Полноценная политическая сатира. Олигархи, акционерные общества, вездесущая реклама, эксплуатация, безработица и преступность. Преступность, конечно, своя была и в Солнечном городе (милиционеры то были), но вполне детская. Даже нарушившие спокойствие ветрогоны не «крали», а «брали без спросу», а милиционеров, посадивших хулиганов в камеру, начинала мучать совесть. Ну а ну Луне, как на Луне, тут и жулики, и воры, и даже убийцы. И коррумпированные полицейские заодно.

Любопытно, что покончить с капитализмом на Луне у Носова помогли тоже чудеса техники. Гигантские растения с Земли и приборы невесомости. В шестидесятые, когда писалась книга, технократический бум ещё не прошёл. Жалко только, на практике этот приём советским людям применить не удалось бы. Хотя «мичуринская агробиология» с обещаниями завалить страну дешёвой сельхозпродукцией при Хрущёве процветала даже сильнее, чем при Сталине.

Почему капитализм у Носова идёт после коммунизма? Да потому что в личностном плане тут появляется ещё ступенька усложнения. Незнайка (и хотелось верить, его читатель) тут учится нести ответственность не только за себя, но и за своих товарищей, а главное, сталкивается с социальной несправедливостью. То, что каждый из нас проходит в подростковом возрасте.

Увы и ах, не пошёл корм в коня. И оказавшись в девяностые годы в том самом капитализме, граждане с удивлением обнаружили, что ситуация при нём не очень похожа на глянцевые рекламные картинки времён поздней перестройки, которые нам рисовали в СМИ, зато почему-то весьма напоминает всеми забытую книжку Носова. Список пересечений «Незнайки на Луне» с российскими реалиями 90-х годов даже в википедии имеется. Люди искренне недоумевали, откуда Носов мог про всё это знать. Возникали даже легенды типа того, что Ельцин, вступая в должность президента, клялся не на конституции, а на издании «Незнайки на Луне». Эх, товарищи, вы же так любили эту книжку в детстве, откуда же взялись в таком количестве вкладчики МММ и прочие почитатели капиталистических ценностей? Можно сказать, весь народ оказался Незнайками, которые так ничего и не знали…

Ну да ляд с ним. Вернёмся к книжкам. Собственно, будучи выложенными в один временной ряд, три книжки про Незнайку наглядно моделируют процесс взросления и социализации человека. В первой книжке – это впервые сталкивающийся со сверстниками младшеклассник или вообще детсадовец, который пока ещё не отвлёкся от своего комплекса маленького Наполеона. Во второй – получающий представления о функционировании общества за пределами своего коллектива ученик средних классов (помните, в начале «Незнайки в Солнечном городе он как раз одолел грамматику и арифметику и собирался перейти к физике-мизике?) Ну а в третьей – это подросток, которому приходится сталкиваться с проблемами и принимать где-то взрослые решения. И на этом всё, детские годы заканчиваются. Дальше идёт полновесная взрослая жизнь. Именно поэтому четвёртой книжки про Незнайку быть и не могло, хотя юные читатели Носова о ней и просили. Хотя сиквелы тоже есть, и любопытно оценить, как по-разному авторы к ним подошли.

Первое, с чем я ознакомился, были книжки автора, пишущего под псевдонимом Борис Карлов (на самом деле, Владислав Шебашов, личность довольно странная, ну да мы не личность обсуждаем, а книжки про Незнайку), «Остров голубой звезды» и «Снова на Луне». Сам книжки, как и сайт автора в сети найти нетрудно. Идеологически Карлов к Носову ничего нового не добавил, он оставил развитие Незнайки и его мира на подростковом этапе, немного поиронизировал над рухнувшим социализмом (писались книги в девяностые), а вместо него периодически подсовывал потрёпанную христианскую этику. Ну а по форме у Карлова-Шебашова всё очень даже неплохо. Инопланетяне, роботы, дикари, пираты, фирменный юмор и сочность повествования. Я прочёл обе книги с удовольствием, первую с бОльшим, хотя именно во второй имеется кусок о зиме в стране коротышек, который по мне вообще ложится в нарратив Носова как родной. У меня даже были ощущения, а не у самого ли Носова это было. К сожалению, как нередко водится в нашу меркантильную эпоху, развиться этому направлению не дали правообладатели в лице наследников Носова. Новых изданий книжек про Незнайку больше не было, а автору для дальнейших изданий пришлось переименовать Незнайку в Карлушу, да и вообще переназвать всех героев и все места действия, совпадавшие с носовскими. А без связи с миром Носова произведение существенно теряет свой шарм. По счастью, у меня обе книги есть, и именно в «незнаечном», а не «карлушном» варианте. Успел купить.

Тем печальнее, что попытка официального продолжения от внука писателя Игоря Носова получилась куда как слабее. Тот решил проблему с взрослением Незнайки с другой стороны, просто запихнув его назад, в детский сад. И вот уже выясняется, что Незнайка уже опять не умеет читать и писать. В общем, я пытался прочесть изделия внука, но далеко не продвинулся.

Была ещё серия книжек под названием «Приключения Незнайки в Лего-Парке», написанная автором (или группой авторов), представившимся, как «Иван Ершов», но тут даже по заголовку можно подозревать халтуру, да ещё с рекламным подтекстом. Её я не читал, и даже в руках не держал, хотя в магазинах видел ажно в начале 90-х.

Знаю, что про Незнайку была ещё пара более поздних фан-фиков, но они уже в книжном варианте не издавались. Потому что нельзя.

Но что с этих продолжений? Как я уже сказал, даже самые удачные совершенно теряют свой шарм, будучи оторванными от авторской трилогии. Которую я, перед тем как поставить на полку, с удовольствием перечитал.

И это здорово.


21 комментарий:

  1. Здравствуйте, Сергей!
    Это просто великолепно!
    Вы так здОрово написали о книгах, что мне тоже ну просто безумно захотелось перечитать.
    И именно в старых изданиях.
    У меня была книжка в яркой желто-горчичной обложке, одно из первых изданий, года этак 60-какого-то, очень жалею, что она утеряна.
    Видела такое издание на книжном развале, но книга была в ужасном состоянии, да к тому же отвратительно воняла мышами...
    Не оставляю надежды найти у кого-нибудь дома и "выцыганить".
    Удалось же обменять несколько старых изданий детский энциклопедии на новые книжонки)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина. Вы мне льстите, но ничего, льстите ещё )
      Этот текст опять появился сам собой. При прочтении начали возникать новые мысли, вспоминаться старые... вот, сел и написал в несколько присестов.
      То, издание, которое было у меня, тоже имело горчичную обложку с Незнайкой, несущимся предупреждать, что от солнца отвалился кусок. Но какого года оно было, я не смотрел. А сейчас уже не посмотреть.
      Ну что ж, старые книги встречаются в букинистических магазинах, в том числе и в интернете. Тем более, от детских книг часто избавляются, когда дети вырастают.

      Удалить
    2. А я вот прочитала было "Остров Незнайки" Игоря Носова (внука), была несколько разочарована, хотя отзыв написала положительный )))
      http://irinakun.blogspot.com/2020/12/blog-post_12.html#more

      Удалить
    3. Ну, я в посте описал, как ознакомился с этой книгой. Мне сразу показалось скучно (может, для совсем маленьких детей и пойдёт, но вот мне уже до школы уже такое читать было скучно), а там, где Незнайка просит научить его читать, меня порвало окончательно. Он же уже умел читать и писать с первой книги. Прямо с начала второй главы. По слогам, но уж с вывесками и этикетками у него проблем не должно быть. А уже у второй книжки сюжетная завязка происходит потому что Незнайка "просиживал целыми днями над книжками, но читал вовсе не то, что было нужней, а то, что поинтереснее, главным образом сказки".

      У меня сложилось ощущение, что внук вообще давно забыл книжки своего деда. Или вовсе их не читал, а только картинки разглядывал ((((

      Удалить
    4. Я тоже так подумала.
      И ещё мне показалось, что Игорь просто пересказал бородатые "народные" истории, применив их к Незнайке.

      Удалить
    5. Ну, Игорь Носов по основной профессии журналист, так что возможно ваши ощущения весьма правильны )))

      Да, вот что мне вспомнилось: у Николая Носова есть не очень популярное произведение под названием "Повесть о моём друге Игоре", как раз посвящённое внуку писателя. Ну как повесть, это, на самом деле, собрание коротких историй в духе "юмор в коротких штанишках". Впрочем, позволяющее взглянуть, как рос автор нынешних официальных книг про Незнайку. Фрагмент из последней истории:

      "На даче у нас с Игорем все дни проходят в работе. Мы делаем из сосновой коры лодочки. Воображая себя доисторическими людьми, лепим из глины горшки, миски, кувшины и, просушив, обжигаем их на костре. Отливаем из свинца средневековые медали, монеты...
      -Мы с тобой умельцы, дедушка, - с гордостью говорит Игорь".

      Конец цитаты. Да, блин, умелец...

      Удалить
  2. Вот это разбор полётов! Брависсимо)
    Перечитать вряд ли хватит желания,но даже этого очерка хватило,чтобы по-новому увидеть привычные вещи)

    Обложки знакомые,кстати)

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Сергей! Вот что значит, "нужные книжки в детстве читать"! Я помню эти великолепные издания, может быть, с современной издательской точки зрения, они не столь яркие, как сейчас, и бумага была жёлтая. Но нам они так дороги! Это же детство! Ностальгия!
    Спасибо! Получила настоящее удовольствие читать Ваш пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за реакцию.
      Ну, тут важно читать нужные книжки не только в детстве. Ибо не весь смысл тогда был понятен. Я даже помню, как при чтении "Незнайки на Луне" некоторые места пропускал. Про Большой Бредлам, например. Тогда они меня утомляли. Ну чего интересного дошкольнику в собрании капиталистов? Или просто не обращал внимания на что-то, хоть и читал.

      Удалить
    2. Сергей! Про "Незнайку на Луне" у меня такие воспоминания. Когда я работала в школьной библиотеке, эту книгу брали не так часто, если честно, редко. Большинство современных детей читают тонкие книги. Так вот. Рекомендацию по этой книге школьникам давали ПАПЫ и чаще мальчикам. Приходили вместе с ребёнком и очень радовались, что я выносила из хранилища этот том. Пыталась предложить рассказы Носова, но папы: "Нет, возьмём "Незнайку на Луне". Почему...

      Удалить
    3. Ну, почему - это у пап надо спрашивать ) Возможно, потому что "Незнайка на Луне" просто увлекательнее, чем рассказы. В том издании, которое я купил, есть третья книжка как раз с рассказами и повестями Носова. Но я её купить пожадничал.
      А насчёт тонких книг, боюсь, всё куда хуже, и вон, Илья мои опасения ниже подтверждает. У моих друзей двое детей. Старший (16 лет) ещё что-то читает. В основном, фэнтези. Младшая (12 лет) учится в первом лицее (одна из самых престижных школ в Петрозаводске), и учится хорошо. Шахматистка, дважды победительница республиканской "Белой ладьи", занимается в нескольких кружках. Но не читает ни-че-го. От слова совсем. Зачем читать, когда есть ролики в тик-токе и статусы во вконтакте?
      Кстати, у Карлова в одном из продолжений, герои рассуждали, насколько лучше читать книги, чем болтать по телефону или играть в компьютерные игры. Когда книга писалась, смартфонов и тик-токов ещё не было.

      Удалить
  4. А финансово во что это обошлось?
    Я тут практически неделю боролся сам с собой, но-таки нахватил девятитомник писателя-народника Глеба Ивановича Успенского, чуть дороже чем 4500. Поздравил сам себя с 23 февраля, так сказать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я брал на "Лабиринте", так что мне, с учётом персональной скидки, а также скидки сезонной (специально подловил цены пониже) обошлось чуть меньше, чем 2100 за оба тома. Если брать там же без скидок, будет чуть меньше, чем 2800. Впрочем, другие издания дешевле. Три книжек с цветными картинками Валька, которые я рассматривал сперва - около 1600, например.
      Успенского честно пытался читать, про Жихаря, кажется, но что-то у меня не пошёл. Хотя многие любят.

      Удалить
  5. Вообще, когда у сестры в связи с переездом забрал домашнюю библиотеку, услышал со множества сторон недопонимание - а зачем? К чему бумажные книги как таковые, а тем более - дома.
    Правда, был приятно удивлён ре-акцией единственного человека, которая была иной: "мы тут тоже с дочерью мимо помойки проходили, столько всякого интересного себе набрали" :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну таки да. Технический прогресс в информационных технологиях идёт как-то слишком быстро. Видел у меня в тумблере была запись про ДВД, которых сперва ещё ни у кого не было, а через десять лет уже ни у кого не было? Но то ДВД, которые возникли и исчезли, а тут исчезают книги, которые сопровождали человечество веками. И ладно только переводятся в цифровую форму, так вон ещё и новое поколение совсем не читает.
      Остаётся надеяться, что не всё так драматично. В нашем поколении читали книги тоже далеко не все )

      Удалить
    2. Да, про DVD на примере South Park`а - помню. У самого сейчас около пятисот дисков лежат.
      Ну я для себя вывел, что бумажная книга нужна, когда нет электричества и/или интернета, а такое хоть крайне редко, но, периодически, бывает.
      Вообще, этот вопрос несколько более глобальный для меня. Так, непременно позитивными следствиями короновируса в моей сфере явились:
      - открытие доступа онлайн-ознакомления с материалами дел участникам процесса (технически реализовано уже 5 лет назад, но внедрено только в разгар самоизоляции);
      - открытие возможности проведения онлайн-заседания путём подключения с любого устройства из любой точки мира (внедрено в разгар самоизоляции, но, полагаю, уже года три как можно было пользоваться).
      Безусловно, есть тут проблемы чисто технического плана, типа не слишком широкого канала интернета, но это скорее шероховатости. Жаль, что именно катастрофа понадобилась, чтобы реализовать такие очевидно направшивающиеся и последовательные меры.
      Хотя есть страшной силы реакционеры, которые никакой пользы от этого не видят. Наудивление, некоторым из них даже меньше, чем 40 лет.

      Удалить
    3. Ну, что касается бумажных/небумажных книжек, тут ещё много чего можно обсосать. Уже думаю, не оформить ли мне это на днях в отдельный пост ))))
      По поводу технический последствий коронавируса - тут именно что реализовано всё это уже давно, просто именно сейчас получило распространение. Вообще тут тема тоже довольно обширная, ибо все последствия ковида (не медицинские) мы ещё не осознаём.
      Но мир, определённо, изменился.

      Удалить
    4. Откровенно уходим в оффтоп, ну раз уж использование "видео-телефонов" обсуждалось и в сабже.
      Я последний раз учился уже около 10 лет назад, вероятно, немного уже устарел. Тем не менее, уже тогда, применительно к моей сфере, целесообразность "классического формата" с проведением "очных" занятий имело значение, разве что, для вопросов риторики, и различных отработок взаимодействия/убеждения, и в целом работы "перед залом/слушателями". Чего, если честно, не так уж и много в моей текущей работе.
      Какими бы ни были крутейшими (или никчёмнейшими) начитываемые лекторами лекции, уже тогда мне куда как сподручнее было бы посмотреть видеозапись (с возможностью остановить, перемотать, пересмотреть), чем влекущее издержки фактическое пребывание в лекционном зале. Вопреки контр-доводам, возможность "спросить у лектора" легко перекрывается взаимодействием, да хоть в соцсетях (ближе к диплому со многими мы именно так и взаимодействовали, с рецензентом моим, например).
      Практические же занятия, т.н. "эксперимент", тоже не вижу смысла проводить "очно". Сейчас доступ к информации максимально упрощён, и важнее уже не знание "куда надо смотреть", а оперирование информацией как таковой. Если полные допуска открыть к базам данных диссертаций, электронным библиотекам и соответствующим базам - тебе вообще студент в аудитории и не нужен, что на пользу даже дорожному траффику.
      Да и в вопросах дискуссий - создавай конференцию в скайпе и дискутируй, сколько душе угодно - не только же для командного взаимодействия в Counter Strike НТП приспособлен.
      Если для младшеклассника "очные занятия" - это, в том числе, социализация и дисциплинирование, плюс - присмотр и досуг в то время, когда родители на работе, плюс - что-то действительно необходимо "заучить", уже со средней школы я бы во многом перешёл на дистанционку, а уж высшей - и подавно.
      В недавнем видео Рудова с канала Вестник Бури слушал, как школьные педагоги в корне не соглашались с этой моей концепцией. Не сказать, что я увидел в этом реакционизм и закостенелость, вопросы правильно ставят, типа: "А как мне проверять дистанционно, выучили стих, или нет?". Я, правда, особого смысла проверки этого знания и не усматриваю, но действительно, проверить непросто.
      Ну да что-то я уже чрезмерно нафлудил, вот что значит - выйти в отпуск :)

      Удалить
    5. А, так ты в отпуске! Это многое объясняет )))
      Ушёл обдумывать тему "Кризис книгопечатания". Думаю, пост будет.

      Удалить
    6. Ой, я тоже признаюсь - у меня тоже много книжек "с помойки" )))
      Есть просто уникальные издания!

      Удалить