суббота, 1 августа 2020 г.

Древний Паленке, часть 2

Ну а теперь отправимся, наконец, за ручей, осмотреть храмы, которые мы видели со дворца. Спустившись с южного края дворца в Паленке, или пройдя между дворцом и Храмом надписей, мы окажемся на небольшой полянке, сплошь оккупированной торговцами сувениров. Старый Лакам-Ха умер, а с ним в историю ушла местная знать, изображённая на гипсовых рельефах, так же, как и мастера, эти рельефы создававшие. А вот простой народ, потомки возделывателей кукурузы, ещё как живут. Для них бледнолицые туристы – отличный источник дохода. Батики, воспроизводящие рельефные панели Паленке, тарелки, засушенные насекомые, наконечники стрел, магнитики… Ещё один элемент, который вы наверняка запомните, носит звуковой характер: индейцы продают такие… не знаю, как назвать. Вообще, свистульки, пожалуй, но они не свистят. Когда в них дуешь, они издают клокочущий звук, который должен символизировать рык ягуара. Этот звук можно услышать на любом сувенирном шалмане майя, но тут он особенно навязчив, особенно с учётом того, что это горы, и в горах любой звук резче и чётче. Ассортимент сувениров тут большой, но я бы покупать ничего не советовал – в городе всё то же самое, и в разы дешевле.


Вот он, ручей Отолун, из-за которого древний Паленке назывался Лакам-Ха, то есть, Большая Вода. Явно спрямлён – некогда он использовался для водоснабжения дворца.


Тропа уходит наверх, под сень деревьев, сделав небольшой крюк по ней, мы выходим на небольшую площадь, вокруг которой стоит несколько храмов. Самый значительный из них – храм Креста. Это именно его мы видели в прошлый раз с дворца, только в профиль. А вот он, так сказать, анфас. Южную сторону храма, как видите, довольно хорошо восстановили, отделав каменные террасы пирамиды и лестницу, по которой можно подняться наверх.


Именно в храме этой пирамиды и жил авантюрист Вальдек, зарисовавший рельефы майя. Ну, в общем, это в его духе: я не нашёл данных по высоте пирамиды, но это самая высокая точка среди строений Паленке, что заметно чисто визуально. Именно с неё и сделана панорама дворца, которую я поставил заглавной картинкой предыдущего поста.


Храм был построен уже после Пакаля, во времена его сына Кан-Балама II, стало быть, в период с 683 по 702 год. И эпоха осталась отражена в рельефных панелях, установленных в помещениях. Они забраны сеткой, и фотографировать их неудобно, особенно, с учётом плоского света, проникающего вовнутрь, но я как-то исхитрился. В крайнем случае, прорисовки этих рельефов в интернете есть.
Тут надо рассказать одну историю: в Паленке я напоролся на группу русских туристов, и даже умудрился послушать часть экскурсии на русском языке, пока гид-мексиканец не обратил на меня внимания и не начал извиняться, что по условиям, в его группе должно быть не более 20 человек. Если обнаружат, что их больше – его оштрафуют. Ну, нельзя так нельзя, какие проблемы. Второй раз я с ними пересёкся уже у группы крестов. Гид как раз распустил свою группу (я успел с ней поболтать), сам прогуливался. Увидел меня и давай опять извиняться. Что вот да, извините, пожалуйста, что пришлось вас прогнать… мне аж неудобно стало. Ну, мало, какие у вас тут проблемы. Заодно мне персонально объяснил рельефы данного храма. А центральный рельеф храма Креста является в Паленке вторым по популярности после рельефа крышки саркофага Пакаля. Типа это церемония передачи власти от Пакаля к Кан-Баламу. Фигура побольше справа – Пакаль, протягивающий регалии власти своему сыну, фигуре слева поменьше. Однако ж, приехав домой и почитав кое-какие источники, я узнал, что на самом деле, археологи нынче трактуют обе фигуры, как Кан-Балама, только слева он представляет собой отрока времён инициации, а справа – верховного правителя Баакуля. Обширный иероглифический текст по бокам описывает тысячелетнюю историю дома владык Баакуля.


А между ними видно геометрическую фигуру украшенного креста, собственно, за которую храм своё название и получил. Да, прибыв сюда в XVI веке, испанские миссионеры с удивлением обнаружили, что крест язычникам майя хорошо знаком, и является для них священной фигурой. Вспомним, например, «войну говорящих крестов» относительно недавних времён. Только вот с распятием он никак не связан – это схематическое изображение мирового древа, связывающего мир земной с миром богов.


Но это центральный рельеф, который находится как-бы в глубине. С краю, ближе к зрителям (настолько ближе, что их проблематично взять в кадр), есть ещё две резные панели. На левой изображён носатый правитель, про которого мне сказали, что это Пакаль. А вот тоже оказывается, нет. Это легендарный правитель Акуль-Ичий Укокан-Кан, живший по легендам майя где-то в X веке до нашей эры.


Фигуру справа с не то трубкой, не то с сигарой во рту, мне представили, как верховного жреца. Тоже оказалось, не совсем правда. Это Ицам-Ат, майяский бог торговли и путешествий.


Справа от храма Креста стоит ещё одна пирамида, поменьше, с традиционным храмом наверху. Фасадная стенка храма, похоже, обрушилась, обнажив арочные своды внутри.


Она существенно хуже отреставрирована и называется храм Лиственного креста.


Почему, понятно тем, кто взглянет на главный рельеф храма.


Тут опять есть две версии Кан-Балама, детская и взрослая, а между ними опять фигура креста. Поросшего листьями, в которых нетрудно узнать листья кукурузы.


Слева же от Храма креста находятся сразу три небольших храма, каждый из которых разрушен сильнее предыдущего.


Самый целый – так называемый храм Солнца, примечательный хорошо сохранившимся гребнем (такие гребни мы видели уже у многих строений в Паленке, но вот на дворце, например, они полностью разрушены).


Тут опять-таки рельеф с двумя версиями Кан-Балама.


Но на сей раз, между ними не крест, а щит со скрещенными копьями. По бокам – традиционные летописи древней истории. Была ли та история на самом деле, или майя просто выдумывали славные события, произошедшие за тысячи лет до времени строительства храма, не знает никто.


Соседний храм с разрушенной крышей своего имени не имеет. Он называется просто «Храм XIV», и про него можно прочитать, похоже, только в специальных источниках.


Но вот зато рельеф там сфотографировать проще всего. Правда, что этот рельеф обозначает, я так и не узнал. Подношение чего-то кому-то, возможно, опять Кан-Баламу.


Всё вместе это образует, так называемую «группу Креста». К которой с юга примыкают ещё несколько храмов, в частности, храм Воинов, храм Ягуара (он же храм Прекрасных Рельефов), туда даже проложены экспозиционные дорожки, но вот входа туда для туристов нет – раскопки. Стало быть, нет и фотографий оттуда.


Ну что ж, начинаем выходить. Можно отправиться назад к верхнему входу, а можно пойти по тропинке вдоль ручья вниз по склону, ко входу нижнему. Я выходил оба раза именно так. Во-первых, потому что по пути можно осмотреть ещё несколько руин, правда более скромных. Это остатки жилой зоны Лакам-Ха, которые ушли под полог леса. Лес с самих руин расчистили, но они всё равно стоят вот так под кронами деревьев в мистическом полумраке. Вот это так называемая «Группа Б».


Некоторые сооружения имеют свои названия. Вот это якобы «Купальня Королевы».


Ещё ниже в паре сотен метров ниже по склону стоит группа под названием «Группа Летучих мышей». То ли в ней нашли рельеф с летучей мышью, то ли тут была колония летучих мышей, когда его нашли…


Пересекаем ручей. На нём есть небольшой лесной водопадик, окрещённый «Водопадом Теней».


На левом берегу есть ещё группа (точнее, две группы, «Группа I» и «Группа II») руин, правда, не очень интересных. Хотя вот это вот, судя по всему, был какой-то небольшой храм.


Ещё метров сто, и мы выходим к дороге, где можно сесть на маршрутку и уехать в город. Но я рекомендую не торопиться, а вместо этого пройти по дороге чуть правее, и метрах ещё в ста будет визит центр с небольшим музеем.


Зайти в него мне удалось только со второго раза, то ли он рано закрывается, то ли работает не каждый день. Музейчик совсем небольшой, но зайти в него я советую. В основном тут, конечно, разная керамика и гипсовые рельефы. Вот это, как я думал рельеф Пакаля, но оказывается, это какой-то его отдалённый потомок по имени Упакаль Кинич, живший в VIII веке, и даже не бывший правителем Лакам-Ха.


А самое интересное что  тут есть – вот эта реплика саркофага Пакаля. Сам саркофаг, как я уже сказал, находится в пирамиде Надписей, его крышка, насколько удалось установить, в музее антропологии в Мехико. Но зато можно увидеть копию прямо в Паленке.


Поскольку крышку не видно, привожу тут её рисунок. Повёрнутый на 90 градусов, и слегка переделанный, он очень популярен. Это без балды самый известный рельеф майя, который обычно называют «астронавт».


Не знаю, насколько удобно лететь из другой галактике в такой капсуле (раздувать сенсацию вокруг изображения на саркофаге Пакаля начали в 1960-е, так что естественно, в изображении видели тогдашний уровень космической техники), но археологи трактуют узоры на крышке совсем по-другому. Согласно им, Пакаль вырывается из пасти монстра, очевидно, символизирующего смерть, и стремится вверх, туда, где мы видим уже знакомый крест мирового древа и сидит священная птица кетцаль.


И ещё одна панель привлекла мой внимание. Это схема древних руин города Лакам-Ха. Цветным выделены те участки, которые раскопаны. Тут можно найти отмеченный цифрой 1 дворец, группу храмов, выделенных зелёным, к югу от него, Группу Креста, также выделенную зелёным за ручьём, выделенную красным группу храма Воинов, куда входа нет, и выделенные голубым жилые кварталы, через которые мы прошли по лесу. А вот всё, что не выделено, это ещё не раскопанные участки. И то на схеме они не все – имеется например, в паре километров к западу так называемый «Затерянный храм», куда вообще мало кто ходит, и я тоже не ходил. Вообще где-то я читал, что древний Лакам-Ха раскопан всего на 5%.


Ну и для пущего впечатления закончу вот этой 3D реконструкцией древнего Паленке от художника Аншо Михана Мароньо с раскрашенными красной краской храмами. Меня впечатлило.  Можете попробовать найти тут все сооружения, про которые я в двух постах рассказал.


Ну а мы пока прерываемся. Через некоторое время встретимся уже в Гватемале. Оставайтесь с нами!

Комментариев нет:

Отправка комментария