пятница, 15 апреля 2022 г.

Ору Прету, дубль два, часть вторая

Надо сознаться, что несмотря на то, что интерес к Бразилии у меня был ещё со школьных лет, про Ору Прету я услышал довольно поздно. Кажется, перед первой поездкой в Бразилию. Я тогда скачал документальный фильм, в котором рассказывались истории нескольких живущих в Бразилии людей, например, торговца-кабокла, плавающего на небольшом судне по дебрям Амазонки или девушки-пилота вертолёта из Сан Паулу, которая сдаёт экзамены в авиационную академию. Название фильма, к сожалению, не помню, да и сам фильм после винчестерных катастроф у меня не сохранился, и найти его заново не удалось. Жаль, пересмотрел бы сейчас с удовольствием. Одна из историй была про девочку-полусироту из Ору Прету, которая готовится к празднованию пасхи в городе. Пожалуй, это был самый интересный сюжет в фильме. Я, вообще, к религиозным вещам равнодушен, но смотрел, как зачарованный, на ковры из крашеных опилок, которые насыпают на улицах (потом я подобные ковры видел в Перу), на детишек в костюмах ангелов, на процессию людей в балахонах, и всё это на фоне прекрасного старинного города с вычурными церквями, белыми домиками с большими окнами и балконами и узких кривых улочек. Ну, потом то я видел Ору Прету в «Золотом глобусе» уже как старого знакомого. Да, пасха, в особенности, святая пятница («сешта-фейра санта») в Ору Прету – такие же знаковые дни, как карнавал в Рио. Хотел бы я это увидеть воочию, но это очень трудно, ибо на пасху сюда приезжают десятки и сотни тысяч людей, а город здорово не резиновый. В Рио на карнавал, пожалуй, попасть проще. Завидую, тем, у кого есть там знакомые.


Минас Жерайс – это сплошные спуски и подъёмы. Прямо как моя жизнь ©  Леандро Рейс.

Леандро – мой знакомый по одной языковой соцсети. Он живёт в Гоянии, зарабатывает на хлеб преподаванием португальского языка и латыни и тащится от России. Естественно, я ему не мог не продемонстрировать свои фото из бразильских вояжей. Чем вызвал вот этот меткий комментарий. Да, Гояс, конечно, по сравнению с Минасом куда как более плоский. А Минас – это сплошные спуски и подъёмы, особенно в южной и центральной части, где и сосредоточены его исторические города. В этом то и есть шарм, хотя попотеть при прогулках по его красотам, конечно, придётся. Зато вознаграждением будут прекрасные виды. Сегодняшнюю прогулку мы начнём с похода за этими самыми в идами в район под названием Баушита, то есть, Боксит. Да, я упоминал, что в Ору Прету разрабатываются бокситы, а в соседнем с Баушитой промышленном районе Сараменья работает алюминиевый завод. Расположена Баушита на южных склонах соседней горы, отделённой от центра Ору Прету долиной речки Фунил. Я жил в самой долине, буквально рядом с речкой, так что спуска по пути избежал. А вот подниматься пришлось по полной программе, примерно на 160 метров вверх, судя по цифровым картам, на самую вершину горы Морру ду Крузейру. Взгромоздился. Цель моего захода – кампус Федерального университета Ору Прету UFOP.

В Бразилии звание Федерального университета не столь высоко, как у нас, но заведение вполне заслуженное. Своё начало оно берёт от уже подминавшейся выше Горной школы, основанной в 1876 году французским минерологом Анри Горсеем, который посетив Ору Прету в середине XIX века отметил, что здесь на очень ограниченной территории собрано практически всё разнообразие метаморфических пород, встречающихся в Бразилии. Заведение стало фактически главным горно-геологическим вузом страны, а в 1969 году школа была расширена до полноценного университета, впитав в себя, в частности, ещё более старую фармацевтическую школу, а также открыв подготовку по всему комплексу естественных и гуманитарных наук. Студенческие общежития, или как они называются, «республики» разбросаны по всему городу, включая и историческую часть, так что не заметить их просто невозможно – в Ору Прету вообще присутствие студентов заметно, как нигде. Нынешний кампус на Морру ду Крузейру был открыт в 1996 году. Ну а не так давно тут учился на горного инженера сын Виктора Андрей.


Жалко, что осматривать кампус как следует мне было некогда, я искал точку, откуда открывался бы вид получше на центр города. Полазив минут с десять по бурьянам на склоне, я, к пущему разочарованию, вышел на асфальтированную дорожку, прямо при которой была оборудована прекрасная смотровая площадка.


Вид отличный. Единственное неудобство – пейзаж перечёркивают провода, проходящих по склону линий электропередач ((((


Вот он самый центр. В середине слева – церковь Богоматери с горы Кармель, справа – музей Инконфиденции, За ними – Губернаторский дворец, он же комплекс старой Горной школы. Ну а перед ними – голубой домик – фармацевтическая школа.


А это уже вид в процессе спуска вниз по склону. Это кусок исторического города к западу от площади Тирадентиса, по которому мы прогуляемся сегодня. Улица, которая потянулась прямо к нам, ведёт к железнодорожному вокзалу, к коему мы и спускаемся.


Площадь перед железнодорожным вокзалом. Со сквериком, беседочкой и даже каким-то монументом.


Пассажирского сообщения тут нет, но отсюда ходят туристические поезда на паровозной тяге в Мариану.


Красивые здания рядом с вокзалом также принадлежат UFOP, здесь находится университетский выставочно-симпозиумный центр с университетским театром, металлургический парк имени Августа Барбозы (не спрашивайте меня, что это такое) и кажется, где-то здесь же университетский ректорат.


Вот такой колоритный дом по соседству, думал, там что-то эдакое, но нет. Просто колоритный дом.


А это как раз вид на Барру, район, где я останавливался и в прошлый раз, и в этот. Наверху склона видна церковь Богоматери Милосердия и Прощения, справ от неё видны башни церкви Зачатия Богоматери, она, как вы помните, находится под склоном от церкви первой. Слева между деревьев проглядывают башенки церкви Святого Франциска Ассизского. На переднем плане справа – мост через речку Фуниль. Он, видимо, не очень старый, но построен вполне по канонам. Даже с каменным крестом. Ну в центре, закрытая деревьями – моя гостиница.


Барра вообще выглядит как-то так. Она размазана по низу склона, и над ней доминирует церковь Богоматери Милосердия и Прощения.


На асфальте – давленые плоды асеролы, барбадосской вишни, местного популярного фрукта. Ни к какой вишне, она, конечно, отношения не имеет и относится вообще к другому семейству. Плоды ароматные, но очень кислые, зато феноменально богаты витамином С и прочими биологическими ништяками. Асеролой в Бразилии очень любят отенять соки других фруктов, например, манго.


А вот, наоборот, домик ничем, вроде не примечательный, но это можно узнать только прочитав небольшую табличку рядом со входом. Это старая библиотека Ору Прету, где собрана одна из самых внушительных коллекций изданий XVIII-XIX веков в Бразилии.


Голубой дом на склоне рядом с Праса Тирадентис – фармацевтическая школа, основанная тут ажно в 1839 году. Сейчас она также входит в UFOP, и фактически является самой старой его частью. Сейчас, впрочем, профиль биомедицинских дисциплин, преподаваемых в ней, выходит далеко за рамки фармацевтики. Впрочем, основная часть кафедр школы сейчас тоже находится на Морру ду Крузейру.


Прежде, чем двинуться к западу от площади Тирадентиса, немного пройдёмся к северу от неё. Эти кварталы, как правило, первое, что приехавший в Ору Прету человек посещает, обо они расположены на пути между городским автовокзалом и Праса Тирадентис. Первое, что обращает на себя внимание – вот эта церковь, стоящая на уступе напротив бывшего Губернаторского дворца, Игрежа ди Носса Сеньора дас Мерсес и а Мизерикордия, то есть, церковь Богоматери милосердия и сострадания. Церковь, может быть, не самая примечательная, но излюблена туристами, за то, что, во-первых, от неё открывается неплохой вид на город, а во-вторых, эта самая верхняя из церквей Старого города. Вероятно, из-за этого именно тут и заканчиваются пасхальные процессии, символизирующие подъём Христа на Голгофу.


Старый Губернаторский дворец, впоследствии переданный Горной школе, занял весь квартал. Вот на угу, выходящем на площадь перед церковью Богоматери сострадательной, находится старая астрономическая обсерватория. Сейчас она школой уже не используется, но по субботам тут организуются экскурсии с наблюдениями звёзд в телескоп.


Вообще весь квартал сейчас занят музеем. В этот раз музей был закрыт, но не собирался в него идти, поскольку уже был там в прошлый раз. Повторюсь, что тут очень достойная минералогическая коллекция, а вот часть по истории Земли, горной технике и металлургии развиты гораздо хуже. Тем не менее, рекомендую посетить.


Улочка, спускающаяся от Горной школы вниз. Разнокалиберные наморадейры выстроенные по росту в окне сувенирной лавки напоминают о родных матрёшках.


Ну а вот, собственно, вид со смотровой площадки перед церковью. Внимательно читавший мой блог легко опознает два здания в центре: музей Инконфиденции слева и церковь Богоматери с горы Кармель справа. Ведь это вид, обратный вот этому, с горки Морру ду Крузейру, с которого мы начали сегодняшнюю прогулку. Сама Морру ду Крузейру отлично видна в правой половине кадра, а если присмотреться внимательно в район сосновой рощи на её вершине, то примерно посередине можно рассмотреть смотровую площадку, на которой я находился.


Наконец, улица, сбегающая вниз, которую видно на переднем плане – это улица Сеньор ди Роша Лагоа. Вот она вблизи.


Если спускаться по ней, то в самом конце склона по правую будет видно здание напоминающее советский санаторий времён Хрущева.


Но это не советский санаторий, и он несколько старше Хрущёвской эпохи. Это, представьте себе, Гранд-Отель Ору Прету, и построен он по проекту Оскара Нимейера. Это одна из его первых работ, относящаяся к 1940 году, ещё до Пампульи. Ну, что сказать, сам проект, может и не так плох, но напрасно его впихнули в сказочный Ору Прету с его неповторимой атмосферой. Впрочем, в 1930-е годы об этом ещё не задумывались.


Ещё одна улица, сбегающая вниз  с Праса Тирадентис параллельно предыдущей, называется Конди ди Бобадела, хотя в городе её называют Руа Дирейта. Видимо таково её историческое название.


Пожалуй, именно это главная улица исторического центра. Она достаточно широкая и на всём протяжении заставлена машинами. Да вообще движение тут весьма сильное, тут даже ходят городские автобусы в Сараменью. Первые этажи заняты ресторанами, барами и сувенирными лавками.


Вот такая колоритная лавка под названием «Амазония». Ожидаешь от неё чего-то связанного с культурой лесных индейцев, но крен у лавки, скорее, во что-то восточное. Вон даже Будда в окне приткнулся. И восточного вида платки с мандалой, популярные у хипарей. Да, хипарей в Бразилии вообще много. Неудивительно, что некоторые из них держат лавки.


Риу Дирейта, на самом деле, является прямой только на протяжении двухсот метров, дальше она сворачивает и переходит в более узкую Руа Парана.


Но мы туда не пойдём. Тут мы свернём направо, к узкой длинной площади, вклинившейся между домами. По правую руку виден дом с аркадами - старый кинотеатр UFOP, ныне культурный центр.


Ну а дальний дом с бразильским флагом – это городской форум.


На этой площади тоже есть шафарис, называется Шафарис дус Контус, то есть, буквально фонтан Рассказов или даже Сказок. Фонтан построен в 1745 году из песчаника Итаколоми, и это вообще, можно сказать, главный шафарис всия Бразилии. Его точная копия стоит, например, в городке Бразилия штата Индиана в США.


А это старое здание городской прокуратуры. Ну а сзади видно уже знакомый нам Гранд-Отель Ору Прету.


Ну а главное сооружение на площади вот этот Каса дус Контус, Дом Сказок. Почему – бог весть. Гугл предлагает именно такой перевод. Я сперва думал, что это графский дом, но граф по-португальски «конду», а не «конту». Сам дом был построен в 1782-84 годах Жуаном Родригешем ди Маседу, португальским торговцем и сборщиком податей. Собственно, подати и десятину с золотоискателей в пользу Португальской короне тут взимали, ну а на то, что прилипало к рукам, Маседу построил один из самых выдающихся барочных домов города. Маседу тоже был связан с Инконфидентами, но из за долгов был вынужден сдавать часть дома государству, и в итоге именно в его жоме размещались португальские солдаты, занимающиеся арестами мятежников в Вила Рика. В 1797 год он продал свой дом государству, которое разместило в нём бухгалтерские службы капитанства Минас Жерайс, возможно, название объясняется этим, ибо contar – это не только «рассказывать», но ещё и «считать». Ну а сейчас в нём располагается исторический музей, а также отделение банка «Брадеско». При этом здание принадлежит министерству экономики Бразилии до сих пор.


За домом Сказок находится небольшой каменный мост через ручей (естественно, мост тоже сказочный).


А вверх по склону уходит большой парк, известный как Орту дус Контус, то есть Сказочный сад. Впрочем, в самом саде ничего особенно сказочного нет. Но на его краю на склоне стоит вот эта церковь Святого Франциска из Паулы, которую хорошо видно из центра города, в результате чего на вызывает интерес у граждан.


Она стоит как-то совершенно на отшибе, примерно в двухстах метрах от автовокзала, и туристы сюда забредают нечасто. Самая церковь построена где-то в начале XIX века.


На самом деле, она здесь даже не одна. Когда к ней подходишь, обнаруживаешь, что ниже по склону стоит ещё маленькая церквушка Святого Иосифа, Сан Жозе. Долгое время я был уверен, что к ней можно подойти только сверху, от автовокзала. Оказывается, нет. Там есть проход на улицу Сан Жозе, но про него я узнал слишком поздно. Ну а данный вид – с смотровой площадки на Морру ду Крузейру.


Сама улица Сан Жозе, которая начинается сразу за мостом Сказок. Тут, видимо, исторически много отделений банков. Нужен банк в Ору Прету – идите сюда.


Улица течёт дальше, как река, делает поворот… и оба! Это уже улица Жетулиу Варгаса, идущая в несколько ином направлении. Тут стоят несколько более новые и более крупные дома, напоминающие о чём-то немецком.


В оном месте шеренга домов расступается, и видно, что внизу тоже расположены исторические кварталы. Там я так и не побывал, хотя рядом проходил несколько раз. Вон сзади проглядывает крыша железнодорожного вокзала. А за ней – Морру ду Крузейру со смотровой площадкой. Но я, в первую очередь, обращу ваше внимание на церковь. Это тоже одна из важнейших церквей города, Базилика Минор Носа Сеньора ду Пилар. Богоматерь столпа, как вы видели по старому названию Вила Рика, является небесным патроном города, так что фактически именно эта церковь является тут кафедральной. Она же одна из старейших в городе, её постройка относится к первым годам XVIII века. Ну и заодно, это самая низкорасположенная церковь в историческом городе. В результате пасхальные процессии, которые, как мы помним, заканчиваются у церкви Богоматери милосердия и сострадания, выходят вечером пасхальной пятницы именно отсюда, чтобы пройти по Руа Сан Паулу, Руа Дирейта и Праса Тирадентис, по которым мы гуляли сегодня. По дороге верующие насыпают ковры из цветных опилок, дети надевают балахоны с ангельскими крыльями – всё, как в том самом фильме. Ну и к концу процессии ход поднимается примерно на 80 метров, такова разница в высотах между церквями Богоматери Столпа и Богоматери Милосердной.


Дома, стоящие над склонами, иногда выглядят о-очень причудливо. Как вам такой одно-двухэтажный промежуток?


В конце улицы Варагаса стоит ещё одна барочная церковь, Ну да, я говорил, их тут больше, чем в любом городе Бразилии. Игрежа ди Носса Сеньора ду Розариу дус Претус, церковь Богоматери Розарии. Она не относится к главным в городе, но это одно из самых оригинальных церковных сооружений колониальной эпохи в Бразилии. Нетрудно заметить, что в плане она имеет овальную форму: скруглён и передний фасад, и боковые стены.


Вот мы уже зашли довольно далеко, а улицы всё продолжаются и продолжаются. Эта носит имя Бернарду Гимараэнса – вероятно, автор «Изауры», который родился в Ору Прету, жил где-то неподалёку.


По карте же дальше имеются ещё минимум две старинные церкви и даже несколько шафарисов, но я туда не ходил. Вроде небольшой Ору Прету имеет обширные исторические кварталы, сопоставимые со старой Прагой, например. Даже не знаю, жалеть о том, что я опять так и не обошёл весь город, или радоваться, что там ещё остались новые уголки для посещения.

Ну а я пока прекращаю съёмки, ибо на улицах уже конкретно темнеет… А прогулка по вечернему Ору Прету – это отдельная история, и мы расскажем её в следующий раз.

Окончание следует.

2 комментария:

  1. Здравствуй, Сергей!
    Только от созерцаний фотографий многкратно захватывало дух, даже ноги "виртуально" заболели.
    Ну просто удивительнейшие дома!
    Такие огромные фундаменты.
    Интересно, внутри там тоже какие-то помещения, или насыпь сплошная?
    Снова представила город во время дождя...
    Хорошо, что там снега не бывает)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина!
      Да, конечно, у домов есть подвалы. Даже в Бразилии вот )

      Удалить