воскресенье, 30 ноября 2025 г.

По своим следам

Ну, в каком-то смысле сегодняшний день – это повторение пройденного одиннадцать лет назад. У меня в блоге даже есть подробный отчёт о Нячанге-2014. В путевых заметках я, конечно, на подобную подробность не претендую.


Утром, вы седьмом часу, раздёрнув занавески, я увидел за коном синее небо. Да, в номере у меня на сей раз есть окно, и очень большое. Вид «на город», конечно, не очень впечатляющий. Но что-то такое в больших окнах есть. В прочих аспектах мой номер в Нячанге проигрывает моему номеру в Хойане, где окна не было, зато было много чего ещё.

суббота, 29 ноября 2025 г.

Нячанг тоже жив!

А вот я и в Нячанге. Дорога была довольно утомительная и существенно отличалась от то, что было семь лет назад. В Нячанг въехал на рассвете. Вот она, русская столица Вьетнама.


Неделю с небольшим назад здесь тоже было наводнение. Курортную зону с её отелями не заливало, но через реки в море вынесло огромное количество мусора, не говоря уже про грязную взвесь, а потом шторма выбросили это на берег, что я видел на фотографиях в соцсетях. Сейчас уже гораздо лучше, хотя расчистка пляжей ещё продолжается, силами местных солдатиков.

пятница, 28 ноября 2025 г.

Хойан в мелочах

Четвёртый и последний пока пост про Хойан я собирался посвятить всяким мелким деталям. Но когда начал отбирать фото, получилось так, что это пост про религию во Вьетнаме. Ну, пусть будет так. И начнём мы его с японского мостика на канале в центре, фото которого начинались предыдущие три поста. Только теперь не снаружи, а изнутри. Кроме собственно моста, там есть небольшой храм. Говорят, что буддистский, но Будды я там не видел. Зато с обоих сторон моста в уголках стоят четыре статуи, две обезьяны и две собаки. Оказывается, это японские божества, в частности, собачьего бога зовут Инугами, а две статуи собак напротив друг друга ставятся при входе в японские храмы, которые они защищают от злых духов.


Все, кто был в Хойане отлично знают, как выглядит этот самый японский мостик со стороны реки. Но мало кто заходил с другой стороны. А там тоже стоит какой-то алтарь.

четверг, 27 ноября 2025 г.

Вечер в Хойане

Одно из самых смачных времяпровождений в Хойане – это, конечно, вечерние прогулки. Темнеет здесь рано (около пяти часов), и в старом городе зажигаются тысячи разноцветных фонариков.


Ведь Хойан и носит неофициальное название «город фонариков». И, естественно, время фонариков – вечер.

среда, 26 ноября 2025 г.

День в Хойане

Солнце! Сегодня опять появилось солнце! Стало быть, Хойан опять повернётся к нам светлой стороной.


Утро началось, конечно, с хойанского завтрака. Редкий случай – у меня гостиница с завтраком, обычно я беру более дешёвые варианты, но тут всё равно вписывался в бюджет, а завтрак обещали «великолепный». Хотя когда при заезде мне сунули форму, чего я хочу на завтрак, у меня такого ощущения не было. Выбрал лапшу с мясом и яйцами, и надо сказать, лапша оказалась очень вкусная. Завтра попробую местный омлет.

вторник, 25 ноября 2025 г.

Хойан жив!

Ну, вот Хойан и вступил в элитарный клуб городов, где я бывал больше одного раза. Спустя семь лет, порадуюсь и за Хойан, и за себя тоже. В общем-то, во многом, именно из-за желания снова побывать в Хойане, я и решил двигаться из Лаоса назад не через Камбоджу, а через Вьетнам.


Хотя возникали на пути и препятствие. Первое – самое неприятное, практически весь ноябрь тут лили дожди, так что городок перенёс минимум два наводнения. Про это подробней ниже. Ну а во-вторых, когда я прибыл в Дананг, оказалось, что нельзя просто взять и поехать в Хойан, хотя до него всего 36 километров. До КОВИДа сюда бегал городской автобус с автовокзала, но в 2019 его отменили и назад не вернули. Два года назад в Хойан бегал пригородный автобус, но не с автовокзала, а совсем из другой точки. Самое обидное, что всего пять раз в день. Вчера мне пришлось угробить пару часов на то, чтобы установить, что теперь автобус до Хойана ходит чаще, но всё равно с каким-то непредсказуемым интервалом. В общем, выписавшись из гостиницы в полдень, я заехал на городском автобусе на конечную остановку Вьет Хан и приготовился ждать с час автобус до Хойана. Но он пришёл практически сразу. На обоих маршрутах, кстати, бегают наши расширенные «Газели».

понедельник, 24 ноября 2025 г.

Нырок во Вьетнам

Долго ли, коротко ли, я опять во Вьетнаме, примерно в трёхстах километрах к западу от места предыдущего поста. Город Дананг, крупнейший город центрального Вьетнама и популярный курорт, имеющий славу «Вьетнамского Майами». В 2018 году я останавливался в Хюэ чуть к северу, и в Хойане, чуть к югу. А вот Дананг проследовал насквозь без остановок. Сейчас есть возможность хотя бы ненадолго это дело компенсировать.


Ехал вчера практически весь день. Из Паксе выехали в пятом часу утра, на миниване. Водилы минивана – два вьетнамца, один похожий на Винни-Пуха, второй – в бейсболке. Пассажиры – ещё две девочки из Еврочпокистана (одна из Германии, вторая, кажется, из Бельгии) и пара молодых вьетнамцев с маленьким ребёнком. Начали довольно резво, и я уже взбодрился, что на границу должны прибыть гораздо раньше оговоренного полудня. Фиг там, по мере продвижения к границе, дорога становилась всё более ухайдоканной, так что скорость нашего экипажа становилась всё ниже. К тому же, километров за десять до границы небо затянуло тучами, и начал идти дождь. На лаосский КПП прибыли в полдвенадцатого. Винни-Пух бодренько вытряхнул нас во взбитую колёсами грязь.

суббота, 22 ноября 2025 г.

Прощай, Меконг-батюшка!

Сегодня пост будет короткий, так как писать особо нечего, кроме лирики. Утром, после завтрака, собрал я вещички и поехал назад в Паксе. Сперва на лодке в Накасанг на мандере, потом – на автобусике в город 147 километров. К моему удивлению, приехали минута в минуту по расписанию, чему я даже удивился.


Тут передохнул, выполнил последние дела, и пошёл смотреть на закат над Меконгом. В Паксе чудесная точка для наблюдения и съёмок закатов – променадная зона прямо на стрелке Меконга и речки Сэдон.

пятница, 21 ноября 2025 г.

Жизнь на островах

Сегодня я фактически пересёк весь остров по оси с северо-запада на юго-восток, туда где находился старый порт. Идти долго не пришлось – островок то всего четыре километра в длину. Кижи, конечно, подлиннее, но гораздо уже. А их я проходил целиком не один раз.


В конце маршрута нас встречает скульптура иравадийских дельфинов, живущих, в том числе и Меконге. И даже висит транспарант, на котором объясняется, что с участников туров по наблюдению за дельфинами, если он заплывут в акваторию Камбоджи (а Камбоджа тут в паре километров), будут взимать визовый сбор. Но я не знаю, есть ли ещё такие туры, ибо с 2022 года дельфинов в Лаосе больше нет. Есть пока небольшая популяция в Камбодже, к северу от города Кратьэх. А тут только скульптура на память.

четверг, 20 ноября 2025 г.

Жизнь на острове

Полные сутки провинциальной жизни на острове на Меконге. Тихо, уютно. Вечером было довольно свежо – 23 градуса. Утром почти не было слышно петухов, хотя кур здесь, конечно, держат, поджарых и длинноногих. В итоге хотел проснуться в шесть, но продрых почти до восьми.


А вот и мой островной завтрак: лаосский омлет с мясом и лаосский чай. В Лаосе делают замечательные омлеты с мясом и овощами – видимо, переняли от французов. Иногда обжаренную начинку из фарша, помидор и зелёного лука заворачивают в омлет, по типу вьетнамского бань-сео, иногда, как тут, начинку просто вмешивают в сам омлет. И так, и эдак вкусно. Что до чая, я так и не установил, это китайская камелия или какие-то местные травки, но напиток освежает.

среда, 19 ноября 2025 г.

Папонт на островах Меконга

Всех приветствую с островов на Меконге, ибо когда пишутся эти строки, я нахожусь в местности с малоприличным названием Сипхандон, что, впрочем, переводится как «Четыре тысячи островов», расположенная в 130-140 километрах к югу от Паксе. Здесь старина Меконг пробивает щит кристаллических пород, поэтому разбивается на множество рукавов, между которыми и находятся те самые острова. Их, конечно, не четыре тысячи, но довольно много. И это место весьма популярно у иностранных туристов.


Билет на Сипхандон можно купить в любом турагентстве в Паксе. Точнее, билеты на три главных острова: Дон Хонг, Дон Дет или Дон Хон, хот жизнь есть и на других островах. До Хонг считается самым большим и неосвоенным, До Дьет – самым тусовочно-туристическим, ну а Дон Хон, на который я  купил билет, самым красивым и богатым на достопримечательности. В полдевятого меня должны подобрать из гостиницы. Действительно, приехал какой-то малый на туктуке, оторвал меня от утреннего чая, погрузил в свой туктук, а где-то через километр, видимо, ему позвонили и сказали, что он взял не того. В общем, вернулись, он взял на борт какую-то девицу, а меня отвез на проспект, где уже был готов стартовать мой автобус, набитый молодыми и не очень гражданами Еврочпокистана. Да, по пути ещё заехали на то место, где переправа в Тямпасак. Я думал, кого-то там сбросят, но наоборот, там ещё пять человек подобрали. Ну а дальше пилили до селения Накасанг, которое и служит хабом для посещения «4000 островов». Тут на берегу наши билетики, купленные в турагентстве, обменяли на билеты на лодку, после чего рассадили по узким азиатским лодкам.

вторник, 18 ноября 2025 г.

Вылазка в Ват Пху

Сегодня был один из тех дней, когда надо было сделать много при малом объёме информации. А та информация, что имелась, была не совсем обнадёживающей. Как правило, такое бывает один раз за  путешествие, та и то не в каждом путешествии. Задача: посетить памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО в Лаосе Ват Пху, расположенный в 41 километре от Паксе на другой стороне Меконга. Общественный транспорт в привычном понимании туда не ходит, есть авторские однодневные туры (не каждый день) за 100 долларов. Ещё в турагентствах города продают билеты на утренний минивен до городка Тямпасак (от него до Вата Пху уже где-то 13 километров) за немалую такую сумму в 150 тысяч кипов (около 600 рублей) в одну сторону. Но это а) дорого, б) до Вата Пху не доезжает, в) вообще не понятно, как выбираться назад.


Чо было делать? Решить, что ну нафиг и никуда не поехать? Но когда то я ещё попаду в эти края? В общем, я решил сделать опору на тот же Тямпасак, но другим способом. В восьмом часу утра я прискакал на новый рынок в Паксе, через который осуществляется связь местных пейзан с ближними и не очень ближними окрестностями посредством… я не знаю, как это называется в Лаосе, а в Таиланде это называется «сонгтхэо», буквально «две скамейки». К сожалению, не запечатлел сих механизмов на фото. Фактически, это небольшой грузовичок или даже пикап, в кузов которого приделаны две продольные скамейки, куда садятся пассажиры. Ну и сверху обычно имеется брезентовая крыша. На сонгтхэо ездят местные пейзане, так что подписаны они исключительно лаосскими закорючками, а иногда и не подписаны вообще никак. Расписания, естественно, никакого нету: они ездят, как заполнятся. Но именно вот это 100% вариант просто уехать в Тямпасак. Вариант неспешный: пришёл я в восемь, отъехали в девять, а в Ват Пху я был в одиннадцать. Но довезли почти до самого Ват Пху, хотя я думал, что в Тямпасак меня завезут на рынок, откуда придётся брать уже какой-нибудь местный тук-тук или мототакси.

понедельник, 17 ноября 2025 г.

Папонт в Паксе

Новое место. Вчера, пока я гулял по Вьентьяну, погода несколько подпортилась. Небо затняуло облаками, а в вечерочек, когда я прибыл на автовокзал, даже начало накрапывать, но как-то быстро прекратилось.


Сел я в свой слипер-бас… Блин, такого слипер-баса я ещё не видел. Снаружи я его и не снял, но зато запечатлел внутри. В Южной Америке ночные автобусы – это просто автобусы с сильно раскладывающимися сидениями. Во Вьетнаме внутри ночных автобусов стоят в три колонны неширокие двухэтажные спальные стеллажи, между которыми два прохода. Тут двухэтажным был сам автобус, при этом внутри перемещаться можно было только согнувшись. Зато по бокам единственного прохода находятся натуральные двуспальные ложа. Тех, кто покупал билет на двоих, клали на них вдвоём, но таких на нашем рейсе было немного.

суббота, 15 ноября 2025 г.

Ещё день во Вьентьяне

Вчера ничего не писал, поскольку после обеда возвращался на поезде во Вьентьян и вернулся уже довольно поздно. Ну а сегодняшний день выдался довольно суетливым, но, с другой стороны, всё намеченное выполнил.


С утра метнулся на «Южный автовокзал», который расположен не на юге города, а напротив, на севере, по пути к вокзалу железнодорожному. А южным он называется потому, что обслуживает направления на юг. Мне, собственно, он и нужен был, чтобы купить билет на спальный автобус до городка Паксе. Вокзал довольно новый, но оказался отнюдь не таким огромным. Собственно, у меня сложилось впечатление, что половина рейсов на нём – это рейсы в Паксе. И ещё треть – рейсы во Вьетнам, они отсюда же обслуживаются.

четверг, 13 ноября 2025 г.

Не слушайте, люди, погоды прогнозы

Сегодня по прогнозу в Луангпрабанге обещали дождь. Причём обещали все, кого я смотрел: и Гисметео, и Вентаски, и Гугл-метео. Последние вообще обещали дождь с 85% вероятностью, так что я прикидывал, что сегодня придётся выползать только по неотложным делам. В итоге облака были очень тонкие с утра, к полудню окончательно рассеялись, и ни одной капли дождя так и не упало.


А знаете, в какой гостинице я остановился? Вот, выбирая место для жилья, смотришь сперва на цену, потом на условия… На название уже и не глядишь. В итоге я нашёл позавчера место, где меня всё устроило. Насторожило только название сети вай-фая, к которой я подключался. Уже выходя, бросил взгляд на вывеску. Точно. «Пи-пи гестхауз».

среда, 12 ноября 2025 г.

Папонт в Луангпрабанге

В маленьких городках, памятниках ЮНЕСКО, можно как-то расслабиться. Не надо ничего обдумывать и никуда бежать. Собственно, достопримечательности начинаются за порогом гостиницы, и вообще весь городок – сам достопримечательность. Таков и маленький уютный Луанпграбанг, бывшая лаосская столица на брегах Меконга. Раньше я про него только слышал в связи с тем, что тут одно время стоял изумрудный Будда, выставленный ныне в Бангкоке, и кроме экзотического имени никаких ассоциаций. Вот он, Луангпарабанг.


Скромный завтрак – лаосский суп с лапшой и зелёным луком. Вьетнамский фо, конечно, вкуснее, но этот на домашней лапше и у него своё очарованиею Как и у всего Лаоса по сравнению с Вьетнамом.

вторник, 11 ноября 2025 г.

Железнодорожные хитросплетения

Ну, вот пост, в котором я опять куда-то еду. Кто не любит такие посты – сразу перелистывайте. А я пока продолжу. Сегодня ознакомился с новой (ну как новой, открылась в 2021 году, четыре года назад) скоростной лаосской-китайской железной дорогой. Во времена моего детства у меня был маленький атлас мира годов 1970-х издания, в котором была краткая характеристика каждой страны: какая площадь, сколько населения, какая столица, сколько в столице населения и т.д. Одной из характеристик была длин железнодорожной сети. Так вот в социалистическом Лаосе железной дороги не было. Где-то в годы 1990-е затащили хвостик железнодорожной линии из Таиланда. Кстати, это самый простой и недорогой способ добраться до Вьентьяна – долететь до Бангкока, а там взять ночной поезд по Вьентьян. Скоростную дорогу с севера, из провинции Юннань построили китайцы буквально в последние годы. Сейчас обе линии встречаются во Вьентьяне, но не соединяются, поскольку у них разная колея, в Таиланде – 1 метр, а в Лаосе и Китае – 1,435 метров. Правда, в Таиланде сейчас строят свою скоростную магистраль с европейской колеёй, так что через несколько лет новая железная дорога таки перешагнёт через Меконг и уйдёт в Таиланд.


Вокзал новый и огромный, расположен где-то на выселках Вьентьяна, куда добираться не так просто. Ну да про это ниже. 

понедельник, 10 ноября 2025 г.

Будды над Меконгом

Продолжил ознакомление с достопримечательностями Вьентьяна и окрестностей. На сей раз моя дорога шла в Будда-парк, расположенный в 24 километрах от Вьентьяна ниже по течению Меконга.


Утром встал не слишком рано, сходил позавтракать, а потом – на городскую автостанцию. Автобус №14 до парка ходит каждые полчаса примерно до 5 вечера. Да позже уже бессмысленно, в полшестого солнце садится. Сегодня во Вьентьяне рабочий день, так что тротуары были плохо проходимы не только из-за ремонта, но и из-за припаркованных на них машин. А вот это, между прочим, президентский дворец.

воскресенье, 9 ноября 2025 г.

Папонт в Лаосе

Вот 43-я страна. Вчерашний путь был довольно долгим, и весьма поучительным, но про него писать ничего пока не буду. Вчера устал, сегодня уже всё вытеснено новыми впечатлениями на новом месте, да и мало кому мои вчерашние приключения интересны.


А ещё – здравствуй, солнце. Собственно, в Хошимине вчера тоже было солнечно, когда я выходил из гостиницы, что даже удивляло, поскольку прогнозы обещали ливневый дождь и сильную грозу. Но не соврали синоптики, когда я садился в самолёт, и впрямь, лило, как из ведра. Говорят, выезжать в дождь – добрая примета.

пятница, 7 ноября 2025 г.

День к югу от тайфуна

День начался не слишком рано. Долго отсыпался, потом долго раскачивался. В Центральном Вьетнаме сегодня ожидался тайфун. Сюда он, конечно, не дошёл, но можно было ожидать дождей, хотя поутру даже проглядывало солнце, даже в районе 11 часов, когда я вышел из отеля. Купил у торговки хрустящий бань-ми из свежего багета, бутылку холодного чая с гуавой и  устроился на скамеечке в парке Фамнгулао. Вот там, в двадцати метрах шумит улица, за ней бэкпекерский район, а в парке тихо и уютно. Сидишь и поглощаешь лучшую в мире уличную еду.


Утро начиналось так здорово, что даже не верилось, что погода испортится. Пошёл в музей жертв войны, благо идти всего около двух километров. Ну так вот, не успел я пройти половину, как хлынул дождь. Переждал заряд под навесом какого-то кафе, ну а дальше – в музей под моросью.

Вернулся в Хошимин

Итак, остановился я на том, что вылетел из Шанхая в Хошимин. У пересадки в целый день было очевидное неудобство: в Хошимин я прилетал около часа ночи. По счастью, именно с Хошиминским аэропортом, а точнее, районом рядом с ним, я был неплохо знаком, так что на первую ночь просто забронировал гостиницу в нескольких сотнях метров от аэропорта, куда можно легко дойти пешком. Правда, по условиям брони заехать надо было до 23:00, так что пришлось написать в гостиницу, где меня заверили, что нет никаких проблем заехать в два или в три часа ночи. Тем не менее, это вселяло некое беспокойство, а вдруг они меня не так поняли. Второй повод для беспокойства проистекал из прогноза погоды, который обещал как раз на час ночи дождь. Значит, придётся брать такси, чтобы эти несчастные метры проехать, и не вымокнуть.


В итоге со вторым всё прояснилось (в самом прямо смысле) ещё до посадки, когда при снижении внизу показались огни города. Значит, облаков нет, а стало быть, нет и дождя. Сели чуть раньше, правда, выигрыш во времени тут же отыгрался на очереди на паспортный контроль: невзирая на второй час ночи, народу было до фига. Стоял минут сорок, коротая время за чтением телеграма (в Китае телеграм не работает, да и вообще там с вай-фаем были сложности). Сам паспортный контроль занял минуты две. Просто шлёпнули въездной штамп, разрешающий находиться во Вьетнаме месяц.

четверг, 6 ноября 2025 г.

Папонт в Шанхае

Снова отпуск, снова… нет, пока не Китай. Но когда у меня был выбор полететь с неудобной девятичасовой пересадкой в Стамбуле, и с несколько более удобной, но двенадцатичасовой – в Шанхае, я выбрал Шанхай. Самолёт из Москвы прилетал в девять утра по местному, а вылет дальше – в 21:50. Так что весь день предстоял в сём крупном, даже по китайским меркам,городе. Паче сечас ещё с Китаем образовался безвиз, хотя транзитные пассажиры крупных китайских аэропортов и так могли выходить в город на сутки-трое. Я так выходил в Пекине в 2015 году, тогда помню, долго меня мурыжили, прежде чем поставили специальный штамп, разрешающий находиться в Пекине 24 часа. В двух очередях тогда стоял. Вчера всё было сильно проще. Единственно, пришлось заполнить форму, где указал, каким рейсом прилетели каким собираюсь улететь. А штамп мне поставили сразу въездной, и никаких лишних вопросов не задавали.  


Из аэропорта в город доехать не просто, а очень просто. Тут есть и автобусы, и пригородные поезда, и простое метро, но, конечно, вне конкуренции – маглев, скоростной поезд, развивающий до 430 километров в час. Стоит при это такая поездка со скидкой для пассажира аэропорта (надо лишь показать посадочный талон) всего 40 юаней, 450 рублей. По цене ПАЗика из Петрозаводска в Святозеро.  Ну, правда, скорость в 430 километров в час он сейчас не развивает. Едешь на трёхстах км/ч, как лох.